Наказание и поощрение

Когда ребенок не понимает смысла просьбы, требования, он не испытывает потребности в добрых поступках, не сможет он обрес­ти и привычки нравственного поведения. Стремление родителей во что бы то ни стало добиться послушания вызывает в ребенке внут­реннее сопротивление, а потом и активный протест. Видя следст­вие, а не причину, родители утверждаются в мысли, что «сейчас все дети трудные и без наказаний нельзя обойтись». Взрослые чаще всего виновниками конфликтных взаимоотношений считают детей, исходя из убеждения, что воспитатели всегда правы, что все, что они делают и говорят, справедливо, верно, так как «направлено на пользу ребенку». И если бы дети им беспрекословно подчинялись и выполняли их требования, не было бы ссор, конфликтов, трудно­стей. Очень удобная, но неверная позиция. Ведь в этом случае про­исходит подмена целей воспитания. Смыслом действий взрослых становится достижение послушания, а не забота о развитии ребенка как личности. Наказание обнажает не только воспитательное бес­силие родителей, но и их неуважение к ребенку, неверие в его стремление стать лучше. Унижая наказаниями достоинство детей, подавляя их потребность в самовыражении, в свободе волеизъяв­ления, родители, не желая этого, растят людей с рабской психоло­гией, то есть действуют вопреки интересам ребенка, лишая его бу­дущего.

Это положение - одно из самых трудных для осмысления. «Как же так?» - возражают обычно родители. - «Ведь мы его воспиты­вали и по-хорошему, а не только по-плохому?». Но в том-то и дело, что это была дрессировка, а не воспитание. Ведь это «хорошее» (имеются в виду беседы, нотации, поощрения), а тем более «пло­хое» не затронули сознания ребенка и не вызвали у него потребно­сти меняться, не привели к другому поведению. Следовательно, эти меры не были методами воспитания.

Но бывает ведь так, что после беседы или наказания некоторое время ребенок поступает в соответствии с требованиями родите­лей, а потом опять возвращается к прежнему. Почему? Потому что это был минутный порыв (если не уловка избежать очередного на­казания), не ставший осознанным мотивом поведения, «нравствен­ным законом», лично для него значимым.

Родителям, которые убеждены, что с ребенком «надо по-хорошему, а если не понимает, то по-плохому», мы объясняем, что они не занимаются воспитанием, так как не ищут причины тех или иных действий ребенка, не ищут ответа на вопрос «Почему он так поступил?» и пытаются устранять следствие, а не причину.

VI. Практикум для родителей «Коррекция неконструктив­ного поведения школьников с помощью игры».

Каждая микрогруппа родителей получает листы с описанием игр для коррекции поведения школьников.

В течение 10 минут члены микрогрупп проводят коллективное чте­ние, затем представители из каждой группы знакомят с содержанием игр всех родителей.

1-я группа - игры с правилами, игры-соревнования, совме­стные игры со сверстниками (применяются в работе с недисципли­нированными школьниками).

Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям (то есть не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру.

В играх-соревнованиях правила отличаются не только четко­стью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает их - это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за соб­ственным поведением и одновременно за выполнением правил.

Популярная настольная игра лото - это пример игры с прави­лами и одновременно игры-соревнования. Элементарная на первый взгляд, она чрезвычайно полезна для недисциплинированных школьников. От ребенка здесь потребуется быть внимательным и собранным, чтобы не пропускать у себя на карточке называемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объявленная цифра есть; быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся у них или пропущенные ими цифры; быть выдержанным и не обижаться до слез в случае проигрыша.

2-я группа - коллективные дидактические игры как инстру­мент коррекции протестного поведения школьников.

Школьникам с протестным поведением присущи упрямство и эгоизм, из-за которых они не владеют в достаточной степени навы­ками взаимодействия со сверстниками. Взаимодействие со сверст­никами в игре заставляет ребенка учиться выражать свое мнение, учи­тывать пожелания партнеров, координировать с ними свои действия.

Игра «Собери кораблик» проводится в парах (желательно, что­бы в паре с конфликтным ребенком играл уравновешенный сверст­ник). Играющим предлагается образец: вырезанный из цветной бу­маги кораблик. Каждый ребенок должен составить такой же из вы­данного ему набора фрагментов - «деталей» кораблика. Причем набор составлен так, что только обменявшись с партнером недос­тающими деталями, каждый участник игры может точно воспроиз­вести кораблик. Для усиления игровой мотивации детей предупре­ждают, что это игра с секретом, который они должны разгадать, чтобы у них все получилось. То есть игра построена таким обра­зом, что без обращения к партнеру и установления контактов с ним игровое задание не может быть выполнено. Постепенно, путем проб и ошибок, дети приходят к пониманию, что «мы должны с тобой обменяться деталями, и тогда у нас все получится».

3-я группа — сюжетно-ропевые игры в коррекции демонст­ративного поведения детей.

Коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры заключается в том, что в младшем школьном возрасте на первом плане для ребенка стоит не функциональное исполнение роли, а ее личностные характеристики.

Ребенку с демонстративным поведением целесообразно пре­доставить возможность сопоставить самого себя с двумя образцами поведения: положительным и отрицательным.

Например, любимая роль для девочки с демонстративным по­ведением - роль принцессы или королевы. В соответствии с сюже­том (и к своему удовольствию) девочка изображает принцессу ка­призной, эгоистичной, требовательной. То есть наделяет персонаж чертами, характерными для нее самой. В дальнейшем, подчиняясь логике игрового сюжета, девочка вынуждена изменить характер и

поведение принцессы и вместе с ней стать иной: скромной, доброй, смелой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: