double arrow

VII. Выступление школьного психолога по теме «Почему дети лгут?»

Одним из качеств дисциплинированного ребенка является правдивость и честность. Так почему дети лгут?

Ложь — это намеренное введение в заблуждение другого чело­века или сокрытие правды.

Хвастовство и преувеличение - вид лжи, весьма характерный и для детей, и для взрослых. Мотив этой лжи очевиден - повысить свой социальный статус, завоевать признание и вызвать интерес у других людей, выглядеть в их глазах более важным, привлекатель­ным, интересным. В преувеличении всегда присутствует доля правды, но правды приукрашенной. Дети (да и взрослые) способны сочинять истории гораздо более занимательные, чем те, что случа­ются с ними в реальной жизни.

Трудно удержаться от того, чтобы не развлечь компанию, если обладаешь прирожденным даром рассказчика. Большинство людей неизбежную в таких случаях ложь считают нормальным явлением. «Она же никому не приносит вреда...» Другие люди считают, что если ребенок или взрослый приучится все время сочинять, преуве­личивать, то в конце концов станет врать и в серьезных делах, ко­гда ложь не безобидна. Надеемся, что это не так. Однако исследо­ваний по данному вопросу, как и по поводу многих других распро­страненных убеждений, касающихся лжи, не проводилось.

Стремление оградить свою личную жизнь от контроля родите­лей, чужого вмешательства - еще один распространенный мотив детской лжи. Особенно это касается старших детей.

Родителям и педагогам следовало бы научиться не задавать де­тям-подросткам вопросов, которые вынуждают их в ответ говорить неправду.

Еще один мотив лжи, возникающий обычно в подростковом возрасте, но иногда и значительно раньше — стремление бросить вызов власти родителей или педагога, доказать свое превосходство над ними. Удачная ложь, когда родители или педагог подозревают обман, но не могут ничего доказать, утверждает ребенка в сознании своей силы. У маленьких детей это иногда принимает форму под­дразнивания и розыгрыша.

Иногда солгать не означает поступить неправильно, а правда, наоборот, может нанести вред. Не все с этим согласятся, но мы считаем, что хотя в большинстве случаев ложь наносит ущерб, бы­вают и исключения. Иной раз, только солгав, можно отвести беду от другого человека. Ложь порой способна оградить личную жизнь от чужой навязчивости. Ложь часто порождается чувством предан­ности людям, и в таком случае групповая солидарность явно побе­ждает моральное требование «быть честным». Подчас ложь произ­носится потому, что ее хотят услышать, и такая ложь может не приводить к вредным последствиям. Впрочем, бывают ситуации, когда так думает только сам лжец.

Иногда сказать правду - невежливо или жестоко. Порой просто необходима «ложь во спасение».

Нередко дети лгут, чтобы избежать наказания, добиться или получить что-то, чего иначе не получишь; чтобы защитить себя или друзей от неприятностей, избежать стыда, не создавать неловкую ситуацию. Данные мотивы лжи наиболее распространены, судя по опросам родителей, учителей. Ни один из перечисленных мотивов не является исключительно детским, все они встречаются и у взрослых.

Разнообразны причины, по которым у отдельных детей склон­ность ко лжи развивается в большей степени. Причины коренятся либо в личности ребенка, либо в его окружении.

В середине двадцатых годов XX столетия психологи доктор Хью Хартшорн и доктор Марк Мэй провели уникальное исследо­вание.

Вот что показали результаты этого исследования:

• Отличаются ли чем-нибудь дети, которые лгут, от правдивых детей?

И да, и нет. Лжецы отличаются неблагополучием в семейных отношениях, во взаимоотношениях с окружающими, да и их лич­ностные характеристики менее благоприятны. Однако встречались лжецы, у которых было не больше признаков неблагополучия, чем у правдивых детей.

• Исследования ученых обнаружили, что среди лжецов, по сравнению с правдивыми детьми, оказалось больше тех, чей коэф­фициент интеллекта ниже среднего. Из тех детей, чей коэффициент был самым высоким, не солгал никто.

Почему способные дети меньше лгут? Может быть, им это про­сто не нужно? Они знают, что обладают достаточными способно­стями, чтобы получать хорошие отметки без всякого плутовства.

• Есть и еще одно объяснение того, что интеллект связан с че­стностью. Одаренные дети просто тоньше жульничают и умнее лгут. Их труднее уличить во лжи.

• Ученые пришли а выводу, что дети-лжецы в большинстве своем вырастают в семьях, где лгут родители.

• У детей-лжецов и друзья обычно лгут. Родители должны сде­лать все возможное, чтобы вырвать ребенка из дурной компании.
Даже если это кажется невозможным, не надо отчаиваться. Безусловно, ложь - это зло, она аморальна. Но некоторые роди­тели полагают, что не следует придавать большое значение тому, что ребенок лжет. Ведь каждому в детстве случалось, мол, соврать, и не стоит ожидать иного от детей.

Такие родители, возможно, изменят свою точку зрения, если представят, что из их лживого ребенка вырастет преступник. Ложь может служить знаком надвигающейся беды.

Хроническая ложь требует повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Не следует ждать, что она пройдет как вре­менное явление.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

1. Постарайтесь выяснить, почему ребенок лжет. Проанализи­руйте свое собственное поведение: не делаете ли вы чего-то такого,что вынуждает ребенка лгать или даже поощряет ложь? Не являет­ся ли детская ложь реакцией на какие-то семейные проблемы? Не порождена ли она влиянием друзей?

2. В любом случае надо объяснить ребенку, какой вред прино­сит ложь.

3. Если усилия окажутся безуспешными, надо обратиться за помощью в психологическую консультацию.

VIII. Обсуждение и принятие решения родительского соб­рания в форме памятки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: