Апперцепция

Восприятие всегда связано с прошлым опытом. Описанные выше механизмы предполагают использование прошлого опыта для осмысления значения образа. Вот эта связь с прошлым опытом восприятия и переживаний принято называть апперцепцией. Образ пищевого объект таков именно потому, что в прошлом он сочетался в удовлетворением пищевого влечения и наслаждением, имевшим место при этом. Таким образом, в образе апперцепции включены и мотивы, эмоции и иные психические процессы, которые придают смысл образу восприятия.

Фазы перцепции. Каждое перцептивное действие проходит несколько фаз:

А. обнаружение объекта перцепции, выделение из фона, которое происходит в результате ориентировки, сенсорного процесса, ощущений, вызванных воздействием различного рода стимулов,

Б. сличение его с другими сходными объектами, идентификация, осуществляемая в сличении с перцептивным эталоном и

В. опознание, то есть установление его значения, путем соотнесения со словом, которое присваивается образу, и которым объект обозначается. Без умственного акта присвоения имени опознание для человеческого восприятия невозможно.

Порог перцепции.

Это понятие аналогично порогу чувствительности- В отличие от порога чувствительности порог перцепции имеет количественные и качественные характеристики. Этот порог можно определить как качественное и количественное изменение конфигурации ключевых стимулов, в результате которых возникает восприятие. Добавление какого-то элемента к рисунку немедленно изменяет образ.

Возникновение перцептивного действия, восприятия происходит не сколько от силы воздействия стимулов, сколько от информационного значения их конфигурации. Отдельные пятна могут превратиться образ некоторой известной фигуры вследствие определенной организации этих пятен и установки воспринимающего. Если вы посмотрите в мощную лупу на портрет в газете, то увидите набор точек, а не портрет.

Некоторые свойства элементов в организации объекта восприятия, дающие образ и составляют некоторый качественный порог перцепции. Для того, чтобы сочетание запахов вызвал образ пищи, нужен информационный процесс и это не зависит от силы этих запахов. Если вы ощупываете предмет, то не сразу определите вар это или эллипсоид. Существует некая граница в в строении этих объектов, позволяющие произвести различение. Эта граница в организации и может рассматриваться как порог перцепции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: