Кафедра психиатрии и наркологии с курсом ИПО

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет МЗ РФ»

Кафедра психиатрии и наркологии с курсом ИПО

«Утверждаю»

Зав. кафедрой

Профессор В.Л. Юлдашев

12 февраля 2013 г.

Дисциплина психиатрия и наркология Специальность лечебное дело

Курс V

Семестр 9,10

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

по психиатрии

на тему: "Расстройства восприятия, памяти, внимания"

Методические указания для студентов

Уфа 2013 г.

тема: "Расстройства восприятия, памяти, внимания" на основании типовой программы дисциплины Психиатрия и наркология утвержденной МЗ РФ от 2004 г. и в соответствии с рабочей программой дисциплины Психиатрия и наркология, утвержденной 27 февраля 2010 года.

Авторы: Пермякова О.А.

Рецензенты: Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М.

Утверждено на заседании кафедры психиатрии и наркологии с курсом ИПО "12"февраля 2013 г.

1. Тема и ее актуальность: Расстройства восприятия, внимания, памяти являются манифестными для многих психических заболеваний, что и определяет актуальность темы.

2.ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

2.1. Студент должен уметь:

а) выявлять у больного расстройства познавательной деятельности с целью правильной их оценки и оказании необходимой медицинской помощи.

2.2. Для достижения общей цели надо уметь:

а) правильно оценивать особенности восприятия, памяти, внимания;

б) выявлять нарушения внимания, памяти, восприятия;

в) назначить адекватное лечение больным с теми или иными расстройствами познавательной деятельности;

г) знать какие нарушения свойственны тем или иным заболеваниям.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Гиперстезия - повышенная чувствительность.

Гипостезия - пониженная чувствительность.

Анестезия- отсутствие чувствительности.

Парестезии - непонятные ощущения, возникающие на поверхности тела

в соответствии с зонами чувствительной иннервации, но

без раздражения из вне.

Сенестопатии - неприятные и тягостные ощущения без реального раздра-

жения, проецируемые внутрь тела.

К патологии восприятий относятся:

1. Искажение восприятий - иллюзии - ложные восприятия реально существующих объектов.

Для пед. факультета - парейдолии - ложные изображения подвижных сцен, животных, складывающиеся при рассматривании рисунков, обоев и т.д. Характерны для детей с токсико-инфекционными психозами.

2. Галлюцинации - мнимые восприятия без объектов.

Истинные галлюцинации Псевдогаллюцинации
1. Воспринимаются как реальность 1. Воспринимаются как особые явления, отличные от реальных
2. Не сопровождаются ощущением сделанности 2. Часто сопровождаются ощущением сделанности
3. Проецируются в окружающее больного пространство 3. Проецируются больным в субъективное пространство
4. Яркие, чувственные 4. Менее яркие, "бесплотные", "искусственные"
5. Критики обычно нет 5. Иногда критическое отношение больного

Внимание - сосредоточенность психики на определенных объектах или деятельности.

Внимание у детей отличается особенным интересом к новым эмоционально окрашенным раздражителям. Маленькие дети часто производят впечатление невнимательных, рассеянных, сосредотачиваются только при интересной игре.

К расстройствам внимания относится невнимательность, которая может быть 3 типов. 1 тип - рассеянность, наблюдается в норме у дошкольников; 2 тип - затруднена переключаемость внимания (встречается у больных со сверхценными и навязчивыми идеями); 3 тип - нарушение

концентрации и слабая переключаемость (сосудистые заболевания, сенильные психозы).

Память - отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении, воспроизведении ранее полученной информации.

Симптомы расстройств памяти

1. Гипермнезия - усиление памяти.

2. Гипомнезия - ослабление памяти.

3. Амнезия - отсутствие воспоминаний.

а) антероградная - развивается на события после начала болезни

б) ретроградная - на события, предшествующие заболеванию

в) фиксационная амнезия - нарушение запоминания текущего.

4. Парамнезии (обманы памяти)

а) псевдореминисценции - неправильное воспроизведение (совмещение) во времени событий, которые были в действительности

б) конфабуляции - заполнение пробелов памяти вымыслами

в) криптомнезии - заполнение пробела памяти тем, что он читал или слышал.

Нарушения памяти и внимания выявляются уже при сборе анамнеза. В процессе беседы, в разговоре о событиях общественной жизни и при вспоминании школьной программы. Сохранность всех этапов памяти хорошо проверяется методикой запоминания 10 слов. Внимание исследуется путем последовательного вычитания из 100 по 7 или по 13; путем перечисления дней недели в прямом или обратном порядке.

4. Вид занятия - практическое занятие

5. Время, выделенное для занятия - 6 академических часов.

6. Оснащение: Учебные таблицы по расстройствам ощущений, восприятий, внимания, памяти; пластинки, диафильмы, видеофильмы, письма и творчество больных.

7. Содержание занятия: Структура занятия

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений:

- задания для самоконтроля:

Типовые задачи:

Задача 1.

Больной испытывает неприятные ощущения в теле. Не может их точно локализовать.

Назовите симптом.

Задача 2.

Больной, страдающий неврастенией, жалуется, что не выносит никакого шума. Стал чрезмерно чувствительным ко всякого рода болевым и тактильным раздражителям.

Назовите симптом.

Задача 3.

Больная настойчиво просит врача сходить на верхний этаж и выяснить, кто занимается "безобразием": она ежедневно слышит несколько доносящихся оттуда мужских голосов которые ее нецензурно бранят.

Назовите симптом.

Задача 4.

В период лихорадочного состояния у больного появилось ощущение собственной невесомости, а голова казалась огромной, не умещающейся в комнате. Понимал, что это восприятие болезненное, относился к нему критично.

Назовите симптом.

Задача 5.

Больной, впервые приехав в город, испытывает чувство, что он здесь уже бывал. Дома, сквер кажутся удивительно знакомыми.

Назовите симптом.

Задача 6.

Будучи в заключении, больной перенес реактивный психоз. Слышал обвинительную речь, видел сцену суда и приготовления к его казни.

Назовите симптом.

Задача 7.

Больной жалуется на ослабление памяти: вынужден все записывать, чтобы не забыть. Старым запасом знаний пользуется достаточно успешно.

Назовите симптом.

Задача 8.

После отравления угарным газом больная забыла события двух предшествующих месяцев. Не помнит, где она работала, кто ее сотрудники, как она оказалась в больнице.

Назовите симптом.

Задача 9.

Через несколько минут после электротравмы к больному вернулось ясное сознание. Он обратился в медпункт и получил необходимую помощь. На следующий день полностью забыл факт обращения за медицинской помощью.

Назовите симптом.

Задача 10.

Студент после длительной умственной нагрузки жалуется на неспособность сосредоточиться на изучаемом материале. "Читая учебник, вдруг обнаруживаю, что думаю совсем о другом".

Назовите симптом.

Задача 11.

Больной испытывает страх, говорит "здесь со мной расправятся". Вместе с тем понимал, что находится в психиатрической больнице, правильно называл даты, уверял, что он здоров, что действительно жена плакала и просила о помощи. Говорил, что со всех сторон он слышит мужские и женские голоса, они угрожают ему смертельной казнью, называют его пьяницей, развратником, обсуждают его поступки. Другие голоса приглашают его выпить, защищают его, возражают осуждающим.

Вопросы:

1. Назовите основные расстройства познавательной деятельности.

2. Нужна ли неотложная госпитализация больного в психиатрический стационар?

Задача 12.

Больной на пятые сутки после запоя ночью разбудил жену и заявил, что у них полная комната мышей, схватил одеяло, пытался разогнать их. Увидев, как особенно большая крыса бежит по кровати, в страхе выбежал на кухню, но и тут увидел, что на полу около его ног бегают мыши и крысы. Одна из крыс мужским голосом приглашала его выпить.

Вопросы:

1. Назовите основные расстройства.

2. Чем опасно такое состояние больного?

Задача 13.

Больной не знает дней, дат, правильно называет месяц и год. Не помнит когда и при каких обстоятельствах поступил в больницу, что случилось. Не находит свою кровать. Вспоминает, что был на фронте, хорошо помнит детские и юношеские годы. Делает ошибки в счете, тут же соглашается с тем, что ошибся, но правильного ответа не дает. С врачом держится фамильярно, развязан. Рассказывает, что ждет жену, они поедут с ней в лесхоз за дровами. В другой раз собирался пойти посмотреть за коровой "как бы не увели со двора".

Вопросы:

1. Назовите основные психопатологические расстройства.

2. При каких заболеваниях встречается такое состояние?

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (курация больных, оформление медицинской документации).

7.5. Контроль освоения темы занятия:

- Материалы для самоконтроля уровня освоения темы:

Тестовый контроль:

Тесты I типа.

1. Укажите один наиболее правильный ответ.

Понижение восприимчивости к раздражителям это:

A. Гиперстезия

B. Гипомнезия

C. Парестезия

D. Криптомнезия

E. Ни одно из перечисленного

2. Чувство призрачности, нереальности окружающего мира - это:

A. Бред инсценировки

B. Метаморфопсия

C. Дереализация

D. Зрительная галлюцинация

E. Ни одно из перечисленного

3. По закону Рибо развивается:

A. Антероградная амнезия

B. Фиксационная амнезия

C. Прогрессирующая амнезия

D. Все указанные виды амнезий

E. Ни один из названных сипмомов

4. Фантастические иллюзии - это:

A. Макропсии

B. Дереализации

C. Псевдогаллюцинации

D. Парейдолии

E. Ни одно из перечисленных

5. Мнимые образы без чувства их объективной реальности - это:

A. Иллюзии

B. Галлюцинации

C. Псевдогаллюцинации

D. Дереализация

E. Ни одно из перечисленного

6. К парамнезиям относится:

A. Акоазмы

B. Криптомнезии

C. Антероградная амнезия

D. Все указанные симптомы

E. Ни один из названных симптомов

7. Ощущение стягивания во внутренних органах при отсутствии соматической патологии - это:

A. Гиперестезия

B. Висцеральная галлюцинация

C. Ипохондрический бред

D. Сенестопатия

E. Ни одно из перечисленного

8. Постепенный распад памяти, в первую очередь на текущие события, события последних лет, при сохранении памяти на события далекого прошлого.

А. Фиксационная амнезия Г. Амнестическая дезориентировка
Б. Антероградная амнезия Д. Прогрессирующая амнезия
В. Парамнезия Е. Криптомнезия

ОТВЕТ:

Тесты II типа

1. Каким расстройствам восприятия соответствуют перечисленные признаки (указать буквенным индексом).

1. Дереализации А. Искаженное восприятие величины и формы предметов
2. Иллюзии Б. Ошибочное, ложное восприятие реально существующих предметов
3. Псевдогаллюцинации В. Восприятие без объекта
4. Метаморфопсии Г. Чувство измененности окружающего

ОТВЕТ:

2. Каким расстройствам памяти соответствуют перечисленные признаки?

1. Криптомнезия А. "Галлюцинации" памяти, абсурдные воспоминания
2. Конфабуляции Б. "Иллюзии" памяти, ошибочные воспоминания
3. Псевдореминисценции В. Забывание источника информации

ОТВЕТ:

3. Определите к какому виду расстройств восприятия относятся перечисленные признаки:

А. Истинные галлюцинации 1. Внешняя проекция
Б. Псевдогаллюцинации 2. Неестественность, нереальность
  3. Чувство сделанности
  4. Возникновение на фоне ясного сознания
  5. Но фоне неясного сознания
  6. Чаще возникают при острых психозах
  7. Возникают при хронических заболеваниях
  8. Имеется связь с конкретно существующей обстановкой

ОТВЕТ:

Тесты III типа

Обозначьте буквенным индексом сочетание каких симптомов характерно для перечисленных расстройств восприятия:

1. Псевдогаллюцинации А. Ошибочное восприятие реально существующего объекта
2. Иллюзии Б. Искаженное восприятие величины, формы, пропорции реально существующих объектов
3. Психосенсорные расстройства В. Восприятие реально не существующих объектов
4. Истинные галлюцинации Г. Частичная критика
  Д. Чувство сделанности
  Е. Ложное восприятие реального объекта

ОТВЕТ:


Тесты IV типа

Определите правильность приведенных утверждений и наличие между ними причинной связи. Ответ обозначьте буквенным индексом в соответствии с приведенной схемой.

ОТВЕТ УТВЕРЖДЕНИЕ 1 УТВЕРЖДЕНИЕ 2 СВЯЗЬ
A Верно Верно Верно
B Неверно Верно Неверно
C Верно Неверно Неверно
D Неверно Неверно Неверно
E Верно Верно Неверно

1. Псевдогаллюцинации лишены яркости, четкости свойственной истинным галлюцинациям и реально существующим объектам, поэтому больные относятся к ним с критикой.

ОТВЕТ:

2. Микропсии являются галлюцинациями, т.к. больной воспринимает реально не существующий объект.

ОТВЕТ:

3. Жалобы больных на плохую память могут быть вызваны не ослаблением памяти, а снижением произвольного внимания, потому, что при патологических состояниях снижается произвольное внимание.

ОТВЕТ:

4. Больные с императивными галлюцинациями опасны для окружающих, но не для самих себя, т.к. императивные галлюцинации определяют поведение больного.

ОТВЕТ:

5. Аффективные иллюзии возникают на фоне сильного чувства - аффекта, однако, по миновании аффекта иллюзии не исчезают.

ОТВЕТ:

Место проведения самоподготовки: учебная комната для самостоятельной работы студентов, палаты больных.

Литература:

ОСНОВНАЯ:

1. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Чирко В.В., Кинкулькина М.А.Психиатрия и наркология: учебник-М.: ГЭОТАР - Медиа 2006

2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. Психиатрия: Учебник.- М.: МЕДпресс-информ, 2008.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник.- М.:Медицинское информационное агентство, 2009.

2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков. – Изд-во «Речь», 2010.

3. Наркология. Национальное руководство /Иванец Н.Н., Анохина И.П., Винникова М.А..- М.: ГЭОТАР - Медиа 2008.

4. Незнанов Н.Г. Психиатрия - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.

5. Эйдемиллер Э.Г. Детская психиатрия: Учебник.- СпБ.: Питер. 2005.

6. Психиатрия. Национальное руководство / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, и др.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: