Методические рекомендации командиру (инструктору)

К обучению полетам ночью допускаются летчики, отработав­шие технику пилотирования в закрытой кабине днем в простых метеорологических условиях с использованием посадочных си­стем. Обучение, (вывозные полеты) можно начинать как с по­летов в зону, так и с полетов по кругу.

Во время подготовки к полетам ночью летный состав дол­жен изучить и твердо знать:

— правила эксплуатации светотехнического оборудования вертолета;

— светотехнические средства своего и запасных аэродро­мов;

— расположение характерных световых ориентиров в рай­оне аэродрома;

— особенности выполнения взлета, захода и расчета на по­садку, посадки, а также особенности техники пилотирования при выполнении фигур пилотажа в зоне.

Перед полетом инструктор должен непосредственнов кабине вертолета провести тренаж, в процессе которого отработать по­рядок действий летчика по применению светотехнического обо­рудования.

В первом полете ночью взлет выполняет инструктор, объяв­ляя свои действия по СПУ. Перед взлетом нужно показать, как правильно отрегулировать направление луча фар. При отделе­нии вертолета от земли обратить внимание обучаемого летчика на темп отклонения рычага ШАГ-ГАЗ вверх и на недопусти­мость боковых смещений вертолета. При переводе вертолета на разгон обратить внимание обучаемого на плавность и соразмер­ность отклонения ручки управления вперед и рычага ШАГ-ГАЗ вверх, на сохранение прямолинейности полета по направляю­щим огням и по освещенному фарой участку земной поверхно­сти. На высоте 30—50 м напомнить летчику о полном переходе на пилотирование по приборам и выключении фар.

Летчик во время отделения вертолета от земли, на разгоне и в наборе высоты, мягко держась за рычаги управления, запо­минает темп и величину их отклонения и знакомится с условия­ми работы в ночном полете.

После первого разворота инструктор передает управление вертолетом обучаемому, который продолжает полет в зону (по кругу). Задание в зоне летчик выполняет в последовательности, установленной упражнением Курса. Инструктор внимательно следит за действиями летчика, указывая на ошибки и не допус­кая отклонений от нормативовниж е оценки «удовлетворитель­но».

В первом полете в зону (по кругу) заход на посадку и по­садку выполняет инструктор. В последующих полетах весь по­лет от взлета до посадки выполняет обучаемый.

Инструктор должен показать ему, как строить маршрут по­лета по кругу, ориентируясь по светотехническим средствам маркировки летного поля аэродрома, а также с применением радиокомпаса по БПРС. Особое внимание обратить на недопус­тимость увеличения крена более заданного при позднем начале четвертого разворота и на то, что неточность захода исправля­ется доворотами на снижении после вывода из разворота.

Вывод из четвертого разворота должен быть законченнавысоте не менее 200 м. На посадочной прямой инструктор дол­жен показать летчику правильную глиссаду снижения, место начала торможения в зависимости от скорости и направления ветра и высоту включения фары. В процессе торможения обра­тить внимание летчика на необходимость корректирования на­правления луча посадочной фары для лучшего просмотра зем­ной поверхности и непосредственного контроля за удалением вертолета от места приземления, высотой и скоростью полета.

В зависимости от соотношения удаления вертолета от места приземления и скорости полета обучаемый должен определить темп торможения и при необходимости своевременно его уточ­нять. Темп торможения и вертикальная скорость снижения дол­жны быть такими, чтобы при посадке по-вертолетному обеспе­чивалось зависание над местом приземления на высоте 2—3м,а при посадке по-самолетному приземление вертолета происхо­дило на скорости 50—40 км/ч с вертикальной скоростью 0,2— 0,1 м/с при нормальном посадочном угле тангажа.

При выполнении посадки инструктор обращает внимание летчика на необходимость плавного и соразмерного отклонения рычагов управления при зависании и на недопустимость увели­чения вертикальной скорости в процесс снижения во избежание грубого приземления.

После приземления необходимо обратить внимание обучае­мого на плавность уменьшения общего шага несущего винта, чтобы не допустить резкого опускания переднего колеса и раз­ворота вертолета вправо.

После освоения летчиком техники выполнения взлета и по­садки по-вертолетному научить его выполнению взлета и посад­ки по-самолетному.

При полетах в зону инструктору определить, качество выпол­нения обучаемым фигур пилотажа, а также умение вести осмот­рительность и оценивать воздушную обстановку, прослушивая радиообмен руководителя полетов с летающими экипажами. В полетах по кругу оценить выполнение взлета, выдерживание заданных режимов полета, построение маршрута, выполнение захода и расчета на посадку, посадки.

Во всех вывозных (контрольных) полетах наряду с оценкой указанных выше элементов техники пилотирования оценке под­лежат эксплуатация авиационной техники и работа с оборудо­ванием кабины.

Если летчик уверенно пилотирует вертолет и без помощи ин­структора выполняет все элементы полета на оценку не ниже «хорошо», его можно представлять на проверку готовности к самостоятельным полетам.

Летчиков-штурманов следует научить уверенно выполнять посадку по-вертолетному и по-самолетному со своего рабочего места на полосу, освещенную прожектором (фарами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: