Характерные ошибки. 1. Руление на большой скорости

1. Руление на большой скорости. Основная причина неправильного определения скорости руления—ошиб­ка в распределении внимания летчика, когда он смотрит толь­ко вперед и не контролирует скорость по боковым световым ориентирам и индикатору висения ДИСС-15 (ДИВ-1).

2. Развороты и смещения вертолета при отделении от земли, на вертикальном подъ­еме, снижении и в момент приземления. При­чины этих отклонений:

— неправильная регулировка посадочных фар;

— неправильное направление взгляда наземлю (слишкомдалеко вперед или под большим углом влево);

— несвоевременные, резкие и несоразмерные по величине отклонения рычагов управления при пилотировании вертолета;

— некоординированные действия рычагом ШАГ-ГАЗ и педалями, которые приводят к развороту и смещению, особенно опасным в момент отделения вертолета от земли и приземления;

— неправильная установка ручки управления перед взлетом (ручка управления не установлена в нейтральное положение с помощью триммеров).

При появлении разворота летчик должен плавным, но энер­гичным отклонением педали в сторону, обратную развороту, прекратить дальнейший разворот вертолета, при необходимости замедлить или прекратить дальнейшее отклонение рычага ШАГ-ГАЗ, проверить правильность регулировки луча посадоч­ной фары и направление взгляда, плавным отклонением педа­лей установить вертолет в первоначальное положение по на­правлению.

При появлении смещения в момент отделения от земли пре­кратить дальнейшее отклонение рычага ШАГ-ГАЗ вверх, а от­клонением ручки управления в обратную сторону прекратить смещение.

Действия рычагами управления при устранении отклонений должны быть плавными, координированными и соразмерными как по темпу, так и по величине.

3. Невыдерживание направления во время разгона вертолета при взлете. Данная ошибка может произойти в том случае, если летчик не контролирует на­правление движения по стартовым огням и компасу. Когда лет­чик не учитывает роста тяги рулевого винта с увеличением скорости в процессе разгона, то происходит разворот вертолета вправо и, кроме того, появляется левое скольжение. Чтобы обеспечить лучшие условия для выдерживания направления во время разгона, нужно запоминать курс взлета (устанавливать курсозадатчик на курс взлета) и по возможности намечать впереди по курсу взлета световой ориентир. Кроме того, сле­дует учитывать, что отклонение правой педали вперед с нарас­танием скорости необходимо уменьшать, так как эффектив­ность рулевого винта в этом случае увеличивается.

4. Снижение вертолета в процессе разгона при взлете по-вертолетному. Чаще всего оно допус­кается в первой половине разгона. Причиной этого являются, как правило, резкие и несоразмерные отклонения ручки управ­ления вперед и несвоевременное (с опозданием), увеличение мощности двигателей при переводе вертолета на разгон.

Чтобы не допустить снижения при переводе вертолета с висения на разгон, необходимо иметь некоторый запас мощности, а сам разгон выполнять плавным отклонением ручки управле­ния от себя с одновременным отклонением рычага ШАГ-ГАЗ вверх для увеличения мощности двигателей (при необходимос­ти—до взлетной).

Особенно опасно снижение, когда летчик на разгоне не смот­рит на освещенный участок земли и, следовательно, не может своевременно определить начало снижения и высоту полета. Поэтому в первой половине разгона летчик должен смотреть только на землю (на освещенный фарой участок).

5. Увеличение крена больше допустимого при выполнении четвертого разворота. Ошиб­ка проявляется, когда летчик запаздывает с началом разворо­та для выхода на посадочную прямую. Она особенно опасна, когда летчик в процессе разворота основное внимание уделяет посадочным знакам и упускает контроль за величиной крена. В этом случае крен может достигнуть величины больше макси­мально допустимой и создать угрозу потери пространственного положения.

Если при заходе на посадку летчик допустил такую ошибку (опоздал с разворотом) и при развороте с креном 15° не мо­жет точно выйти в створ осевой линии ВПП, крен увеличивать не следует, заход необходимо исправлять доворотами на плани­ровании после разворота.

6. Раннее снижение на посадочной прямой. Такое отклонение бывает в том случае, когда летчик на поса­дочной прямой не следит за удалением доместа приземления (до посадочных знаков) и высотой полета.

При раннем снижении происходит как бы подлет к знакам, что затрудняет определение рубежа начала уменьшения посту­пательной скорости (торможения). Эта ошибка особенно опас­на при заходе на посадку на площадку вне аэродрома, так как может привести к столкновению вертолета с препятствиями на подходе к площадке.

Чтобы не допустить раннего снижения, летчик должен в процессе всего планирования (гашения скорости) на посадоч­ной прямой непрерывно следить за высотой и дальностью до посадочных знаков, оценивая правильность расчета на посадку. Если летчик заметил, что высота полета не соответствует уда­лению до знаков, он должен уменьшить вертикальную скорость снижения и, уточнив расчет, произвести посадку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: