ГЛАВА 6. Себестоимость продукции
Понятие себестоимости, безусловно, связано с затратами, возникающими у организации в процессе производства и реализации продукции. Сложный характер деятельности любой коммерческой организации формирует огромное разнообразие затрат и предполагает различные подходы к их управлению, финансированию и учету.
В зависимости от их роли в процессе воспроизводства затраты организации подразделяют на три вида:
– затраты текущие, возникающие непосредственно в процессе производства и реализации продукции. Эти текущие затраты формируют себестоимость продукции, покрываются выручкой от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала. По экономической сущности эти затраты обеспечивают процесс простого воспроизводства без расширения и модернизации технической базы и увеличения авансированных капиталов;
– затраты капитальные или единовременные – это затраты связанные с расширением и обновлением производства. Эти затраты расширяют применяемые факторы производства, увеличивают имущества организации, связаны с приростом активов. Чаще всего это капитальные вложения в прирост основных и оборотных средств организации. Эти затраты имеют особые источники финансирования – амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, инвестиции и т. д.;
– затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные непроизводственные нужды организации. Они не связаны с коммерческой деятельностью организации и финансируются в основном из распределяемой прибыли организации.
Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер и обеспечивающих процесс простого воспроизводства авансированного капитала.
Себестоимость продукции является важнейшей экономической категорией, отражающей не только количественные параметры используемых ресурсов, но и их качественного использования.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд функций:
– учет и контроль затрат на производство и реализацию продукции;
– база для формирования финансовых результатов и рентабельности;
– база для формирования ценовой политики организации;
– экономическое обоснование многих управленческих решений;
– обоснование определения оптимальных (предельных) объемов деятельности организации;
– формирование налоговой базы и т. д.
По объему учитываемых затрат различают:
– цеховую себестоимость, включающую в себя затраты на производство продукции в пределах цеха (структурного подразделения), в частности это прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, затраты по содержанию и эксплуатации этого оборудования, затраты по оплате труда рабочих цеха, общецеховые затраты.
– производственная себестоимость, кроме цеховой себестоимости включает в себя общезаводские затраты (административно-управленческие, общехозяйственные), затраты вспомогательных производств и др.
– полная себестоимость или себестоимость реализованной продукции объединяет производственную себестоимость продукции и затраты, возникающие в процессе реализации продукции.
Кроме того, принято различать плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планового периода исходя из плановых норм и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах.