Избирательные кампании: основные понятия

Изложение проблем научной организации избирательных кампаний, безусловно, нужно начать с краткого уточнения некоторых общих понятий. В первую очередь речь идет о таких из них, как «избирательная кампания», «электорат», «электоральная активность», «электоральное поведение». В специальной политологической и социологической литературах имеется множество их трактовок. Мы постараемся привести наиболее краткие и исчерпывающие.

Избирательная кампания – это специфический вид политического управления, в процессе которого политическая партия или кандидат на выборную должность воздействуют на «электорат» с целью повышения (или понижения – в зависимости от складывающейся на выборах ситуации) его «электоральной активности» и влияния на приемлемый для партии или кандидата тип «электорального поведения».

Таким образом сущность эффективной избирательной кампании сводится к следующему. Ее субъект (партия или кандидат) должны, во-первых, четко определить структуру электората (избирателей), в том числе по необходимости выделить целевые группы «своего» электората. Во-вторых, воздействовать на повышение или понижение его активности в процессе выборов. Наконец, в-третьих, нужно выделить группы избирателей, чье электоральное поведение определяется теми или иными факторами, и, используя соответствующие средства и методы, повлиять на данное поведение, направив его таким образом, чтобы достигнуть поставленных в ходе кампании результатов.

Электорат – в обычном повседневном понимании представляет собой совокупность граждан, которым избирательным законодательством той или иной страны предоставлено право голосовать на выборах за политические партии или кандидатов на выборные должности. Так трактуют данное понятие и некоторые ученые.

Однако, не все здесь просто. Ведь далеко не все избиратели используют это свое право и участвуют в выборах (к примеру, в парламентских выборах 2002 г. в Украине не голосовали примерно 30% зарегистрированных избирателей). Поэтому существуют две основные трактовки понятия «электорат». Политологи, как правило, понимают под ним круг избирателей, реально голосующих за ту или иную партию или кандидата.

Социологи предпочитают под электоратом понимать всю совокупность потенциальных избирателей. Поэтому при анализе проблем избирательных кампаний социологический подход нередко выигрывает. Действительно, с одной стороны, доля неголосующих на выборах отнюдь не всегда остается неизменной: ведь кроме абсентиентов (лиц, уклоняющихся от участия в выборах принципиально) здесь много людей, которые не хотят голосовать в данном конкретном случае. С другой стороны, в процессе избирательной кампании доля людей, не предполагавших первоначально голосовать, может быть изменена посредством использования различных средств, в том числе – выборных технологий.

Кстати говоря, именно данное обстоятельство следует учитывать в случаях, когда анализируются (в том числе – политиками) социологические рейтинги. Ведь приводимые цифры предпочтений тех или иных политиков, к примеру, на пост президента не учитывают мнений 20-30% потенциальных избирателей, которые в ходе опросов воздерживаются по тем или иным причинам от ответов на соответствующие вопросы. Нередко и потому, что действительно не определились со своим выбором. Поэтому следует четко различать социологические рейтинги и политологические (возможно – и социологические) прогнозы результатов выборов.

Электоральная активность – это уровень активности участия электората в выборах, т.е. доля избирателей, принявших участие в голосовании, ко всем потенциальным избирателям, занесенным в списки для голосования. Сам по себе уровень подобной активности представляется не особо значимым. Однако, это не так. Ведь любое избирательное законодательство предполагает установление «порога», непреодоление которого приводит к аннулированию результатов выборов. Поэтому кандидат, к примеру, на пост президента (возьмем, последние выборы в России – 2004 г.) нередко бывает более озабочен тем, чтобы люди пришли на выборы, хотя в принципе может быть уверенным в своей победе. Дело здесь осложняется тем, что, как правило, в случае если выборы не состоятся, данный кандидат не имеет права выдвигаться повторно. Поэтому нередко вся деятельность некоторых избирательных штабов направлена на то, чтобы снизить электоральную активность и, тем самым, сделать выборы несостоявшимися.

Что касается самого уровня электоральной активности, то здесь существуют различные взгляды. Чаще всего говорят, что он определяется уровнем выборов (на президентских выборах такая активность более высока, чем на выборах в местные органы власти). Есть и другая точка зрения, в соответствии с которой уровень электоральной активности зависит в первую очередь от того, насколько избиратель ощущает возможность лично повлиять на исход выборов.

В любом случае главное здесь в том, что уровень электоральной активности может регулироваться с помощью специальных методов и технологий. В том числе с использованием отнюдь не только манипулятивных технологий, но и, к примеру, повышения уровня информированности населения о кандидате или четкого позиционирования бренда политической партии, когда избиратели получают возможность четко представить себе, за кого и за что они будут голосовать.

Электоральное поведение. При всей значимости проблем электоральной активности в ходе изучения избирательных кампаний, при научном подходе к их организации на первое место выходит проблема электорального поведения. Под ним понимают процесс принятия избирателем решения о выборе (голосовании за) определенных кандидата или политическую партию, на который воздействуют множество объективных и субъективных факторов, мотивов, группирующихся в некоторые устойчивые модели электорального
поведения.

Собственно, проблема воздействия на электоральное поведение и является ключевой при изучении и научном регулировании избирательных процессов. Все дело здесь в том, что это поведение многофакторно, нередко даже создается впечатление, что не всегда рационально. Действительно, почему люди, относящиеся, к примеру, к одной социально-классовой группе, голосуют за разные партии или за разных кандидатов? И, наоборот, люди с различным социальным положением, разными жизненными ценностями и идеалами «объединяются» в выборе одного кандидата или одной партии?

Если можно найти «ключ» к объяснению специфики и мотивов электорального поведения (в качестве синонима иногда употребляют понятие «электоральный выбор») всех избирателей или отдельных групп электората, то можно говорить и о возможности научной организации избирательной кампании. Очевидно, что при выделении групп электората совершенно не подходит социально-демографический подход, взятый «в чистом виде» (к примеру, мужчины голосуют так, а женщины – иначе; молодежь – так, пожилые – иначе). Или же – региональный, географический подход: население Западной Украины голосует исключительно так, а Восточной Украины – иначе.

Следовательно, речь может идти в основном о психографическом подходе к выделению групп электората, подходе, который получил большое распространение в маркетинге. Суть его в разделении потребителей на рынке (в данном случае – всего массива электората) на отдельные группы, характеризующиеся общностью по самым разным основаниям: начиная от социального положения и кончая спецификой присущих людям, входящих в эти группы, интересов, убеждений, привычек и т.п.

Подобным группам присущ транссоциальный характер, они действительно могут объединять людей различных по возрасту, полу, входящих в разные социально-классовые группы и т.п. Очевидно, что в случае с избирательными кампаниями такая группировка электората возможна лишь на основе «разделения» всего массива электората на отдельные группы, характеризующиеся присущими им моделями электорального поведения.

Такую операцию («разделение» массива электората на группы в соответствии с моделями электорального поведения) ни в коем случае не следует путать с выделением целевых групп электората определенного кандидата или партии (детальнее – см. ниже). Ведь в целевую группу электората могут входить избиратели, поддерживающие партию или кандидата, исходя из разных побуждений и ориентаций, следовательно, представляющие различные модели электорального поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: