Лабораторное занятие
Цель занятия: обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и
взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека;
акцентировать социальные аспекты этих проблем: необходимость совместных
усилий для их разрешения, значение и роль общественных движений
экологической, пацифистской и т.п. направленности; показать разные точки
зрения на пути и средства разрешения глобальных проблем.
Оборудование: учебное пособие «Человек и общество»; проблемно-познавательные задания
(пособие «Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»);
материалы к курсу «Человек и общество: основы современной цивилизации»,
гл.3; высказывания мыслителей, философов; схемы «Основные глобальные
проблемы», «Причины глобальных проблем», «Особенности глобальных проблем».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
- Сущность, особенности и причины возникновения глобальных проблем.
(Рассматриваются понятия «глобальные проблемы», «глобализация», «Римский клуб». Смысл понятий записывается учащимися в словарь).
|
|
Глобальные проблемы – это совокупность социоприродных проблем, от решения которых
зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации.
Глобализация – процесс приобретения чем-либо (противоречиями, проблемами, конфликтами)
общемирового характера.
Римский клуб – международная организация, основанная в 1968 году, в которой учёные разных
стран ведут футурологические исследования, главной тематикой которых
является глобальное моделирование различных аспектов общественной жизни.
Вступительное слово учителя (анализ схем № 1, 2).
А. Учащимся предлагается прочесть 1-й раздел параграфа 32 учебного пособия и затем обсудить
прочитанное.
Вопросы для обсуждения:
- К акие проблемы и почему относят к глобальным проблемам?
- Каковы причины появления глобальных проблем?
- В чём выражается взаимосвязь глобальных проблем?
Итог обсуждения – работа у доски с использованием схемы № 3
«Особенности глобальных проблем».
Б. Далее рассматриваются пути разрешения глобальных проблем (работа с фрагментом одного из
докладов Римскому клубу («Методические рекомендации по курсу «Человек и общество», с.77)
с опорой на знания, полученные при изучении параграфа № 15.
Вопросы для обсуждения:
- В какой мере эти изменения в ценностных ориентациях людей являются необходимыми и достаточными для решения глобальных проблем?
- Какими способами могут быть достигнуты такие изменения в мировоззрении людей?
- Проблемы экологии и пути их разрешения.
А. Работа учащихся с разделами учебного пособия «Угроза экологического кризиса» и «НТП и
|
|
экологическая альтернатива» с последующим обсуждением прочитанного.
Вопросы для обсуждения:
- В чём сущность и каковы проявления экологического кризиса?
- Какова роль НТП в сложившейся экологической ситуации?
- Каковы основные направления разрешения экологических проблем?
Б. Выполнение заданий № 7, 8 (с. 263) учебного пособия.
В. Далее – работа в группах. Учащимся предлагаются различные проблемно-познавательные задания («Методические рекомендации по курсу «Человек и общество», с.78-79).
Подведение итогов обсуждения.
Учащиеся предлагают собственные подходы к разрешению экологического кризиса.