Глобальные проблемы в системе «индивид-общество». «Антропологическая катастрофа»

В эту группу входят проблемы, непосредственно связанные с человеком, его индивидуальным бытием. Это проблема «человеческих качеств» — развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития.

Глобальные проблемы в системе «индивид — общество» отражают разные стороны ситуации, когда гигантские темпы научно-технического прогресса не соответствуют духовному развитию человечества. Человек просто не успевает духовно освоить то, что порождает его разум.

Нобелевский лауреат Конрад Лоренц рассмотрел восемь различных, но тесно связанных между собой процессов, угрожающих гибелью не только нашей нынешней культуре, но и всему человечеству как виду. Вот они:

1. Перенаселенность земли, вынуждающая каждого из нас защищаться от избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них подчас «нечеловеческими» способами. Следствием скученности индивидов на малом пространстве также является агрессивность.

2. Опустошение естественного жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, в которой мы живем, но и убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой природы.

3. Все ускоряющееся развитие техники, делающее людей слепыми ко всем подлинным ценностям и не оставляющее им времени для подлинно человеческой деятельности — мышления.

4. Исчезновение всех сильных чувств и аффектов вследствие изнеженности. Развитие техники и фармакологии порождает возрастающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Тем самым, исчезает способность человека переживать радость, которая дается лишь ценой напряженных усилий при преодолении препятствий. Волны страдания и радости, сменяющие друг друга по воле природы, спадают, превращаясь в «незаметную зыбь невыносимой скуки».

5. Генетическая деградация. Проблема уничтожения в настоящем виде человеческой телесности тоже относится к числу глобальных.

6. Разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается крайняя точка, за которой младшему поколению больше не удается достигать взаимопонимания со старшими, не говоря уже о культурном отождествлении с ним. Поэтому молодежь обращается со старшими как с чуждой этнической группой. Причина этого — в недостаточном контакте между детьми и взрослыми.

7. Возрастающая унификация человечества. Увеличивается число людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе, усовершенствуются технические средства воздействия на общественное мнение, что приводит к невиданной унификации взглядов. Внушающее воздействие доктрины возрастает вместе с увеличение числа последователей. Например, люди, сознательно уклоняющиеся от воздействия телевидения, чаще всего рассматриваются как патологические субъекты. Уничтожение индивидуальности приветствуется теми, кто хотел бы манипулировать большими массами людей.

8. Восьмым, по выражению К. Лоренца, смертным грехом человечества он считает неослабевающую ядерную угрозу.

Говоря о духовном кризисе современности, можно выделить несколько его аспектов.

1. Научно-технический прогресс. Последствия научной революции многообразны. Очевидно, что техническое могущество открыло широкие возможности для духовного развития в самых разнообразных направлениях. Однако выясняется, что техника сама по себе не влечет за собой прогресса в духовно-нравственной и культурной областях. Особое значение имеет то, что технический прогресс характеризуется свойством принципиальной непредсказуемости своих последствий, в ряду которых оказываются и те, которые имеют негативное значение. Человеку, следовательно, необходимо находиться в постоянной готовности, чтобы уметь ответить на вызов того, что создано им самим.

2. Рост могущества государственного аппарата. Государство обнаружило, в ряде случаев, способность подчинить все параметры бытия личности и охватить рамками такого подчинения практически все население (например, государства периода диктатуры: гитлеровской — в Германии, сталинской — в Советском Союзе). Даже страны, признанные в качестве бастионов демократии, не избежали тенденций к вторжению в частную жизнь граждан, причем, чем более экономически развито государство, тем более оно претендует на всепроникаемость своего внимания.

3. «Восстание масс». «Масса» в индустриальном обществе — это множество способных к развитию людей, подчиненных одной структуре — нормирующему закону. С развитием массового общества постепенно исчезает чувство собственного бытия и неприкосновенности бытия «личности», что прежде составляло основу общественной жизни. Личностная культура постепенно замещается культурой массовой. Создается «человек массы» Он является потребителем информации, распространяемой при помощи средств массовой коммуникации: стандартизированный материал передается всем группам населения одинаковым способом, воспринимается единообразно. Такие массы анонимны и конформны. Стереотипное мышление, единообразие, приспособленчество, несамостоятельность мышления — таким формируют человека средства массовой информации. «Человек-масса» — это тот, кто не может оценить самого себя ни с плохой, ни с хорошей стороны, это тот, кто чувствует себя таким, как все, и ничуть не переживает из-за этого. Он не требует от себя многого, не стремится к самоусовершенствованию, предпочитая не усложнять себе жизнь. Он плывет по течению и довольно успешно решает свои материальные проблемы. С интеллектуальной точки зрения это тот, кто, не затрудняя себя долгими духовными поисками и умственными усилиями, удовлетворяется первой мыслью, пришедшей ему в голову.

Вместе с тем возможен и другой сценарий — тот, который открывал бы действительные перспективы как для отдельной личности, так и для общества в целом. Однако для его реализации необходимо как минимум осознание опасных сторон «восстания масс» и умение блокировать развитие негативных тенденций.

4. Агрессивность. Массам свойственно с готовностью откликаться на призывы тех, кто предлагает простые решения. Для объяснения неудач и трудностей конструируется образ врага. Его легче создать на основе неизвестного — того, информация о чем скудна и недостаточна, питается мифами, слухами, домыслами. Так было во времена «холодной войны» и во многих других случаях. Таким образом возникают и культивируются на волнах общественного сознания две грозные и опасные болезни нашего времени — агрессивный национализм и воинствующий космополитизм. Под космополитизмом здесь понимаются идеи и практика, связанные с игнорированием национальных различий, со стремлением подогнать всех к единому шаблону.

5. «Бегство от свободы». Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги, так как теперь ничто и никто, кроме самого человека, не предопределяет его судьбу. Эта изоляция психологически непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимой индивидуальности каждого. Если люди не в состоянии перейти к от свободы негативной к свободе позитивной, они стараются любым путем избавиться от свободы вообще. Фромм рассматривает три пути такого отказа. Первый заключается в жажде власти — феномен, порожденный не силой, а слабостью, стремлением самоутвердиться за счет подчинения себе других. Это «садизм» — наслаждение от полного господства над людьми. В этом господстве человек и растворяет свою свободу. Второй исходит из осознания человеком себя стоящим перед лицом чужого, враждебного мира. В этой ситуации у человека нет заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорей тот невыносимый дар свободы, с которым это несчастное существо рождается. Испуганный индивид ищет чего-нибудь или кого-нибудь, с чем он мог бы связать свою личность, благодаря чему мог бы избавиться от собственной личности, потерять себя. Третий путь, когда человек перестает быть собой, — конформизм. Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном. Исчезает различие между собственным «я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх между одиночеством и бессилием.

Духовные процессы современного общества, как отмечает Э. Фромм, двойственны: существует свобода вероисповедания, но все больше неверующих людей; существует свобода слова, но свои идеи часто отсутствуют; существует политическая свобода, но ее весьма успешно ограничивают здравый смысл и общественное мнение. Необходимо учитывать такое двойственное воздействие современного общества на человека: с одной стороны, он все более независим, а с другой, все более одинок и изолирован.

6. Телесность. Оказывается, что физическое состояние человека тоже находится в большой опасности. Генетики, биологи, медицинские работники все чаще предупреждают нас об опасности разрушения человечества как вида. Если тенденции накопления ущербности в генофонде будут нарастать такими же темпами, то к началу ХХII столетия человечество подойдет к опасному порогу размывания своей телесности, подрыву массового здоровья. Эти явления связаны как с процессом загрязнения среды, так и с нарастанием социальных нагрузок.

7. Наркомания. В случае дальнейшего распространения наркотиков произойдет изменение привычного мира, ибо человеческая цивилизация, несмотря на все ее недостатки, опирается на определенную систему ценностей, норм, правил, которые для наркомана не имеют никакого значения.

Нами перечислены далеко не все проблемы, с которыми сталкивается человечество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: