Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010 - 2011 учебного года
Класс
I тур
Уважаемый участник муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию! Вам предлагается выполнить задания I тура Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы ответить строго на поставленные вопросы. В тех случаях, когда задания требуют анализа приведенных данных, помните, что верный ответ должен основываться на этих данных, а не выводиться из ваших общих знаний. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Успеха Вам!
1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:
1.1. Ускоренная социализация является невозможной.
1.2. Государство является ядром политической системы, ее главным институтом, но вместе с тем не является единственным носителем политической власти.
1.3. Форма брака, при которой одна женщина может иметь несколько мужей, называется матриархатом.
1.4. К внутренним функциям государства относится проведение выборов высших органов государственной власти.
1.5. Наиболее ликвидной формой накопления являются деньги.
1.6. Дж. Мейнард Кейнс выступал за саморегулирующуюся экономику, свободную от государственного вмешательства.
1.7. В Российской Федерации подзаконный акт может быть принят Президентом, Правительством, министром.
1.8. Авторами теории «конвергенции» являются И. Валлерстайн и С. Хантингтон
1.9. Основными формами социального взаимодействия являются кооперация, конкуренция и сотрудничество.
1.1. | 1.2 | 1.3 | 1.4. | 1.5. | 1.6. | 1.7. | 1.8. | 1.9. |
По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.
2.1. Бразилиа, Москва, Нью-Дели, Пекин
_______________________________________________________________________
2.2. Н. Макиавелли, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс
_______________________________________________________________________
2.3. Поэма А.С. Пушкина «Полтава», закон Бойля-Мариотта, хадж в Мекку.
_______________________________________________________________________
Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.
3.1. анабаптисты, мормоны, евангелисты, хлысты, пятидесятники
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2. нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовое толкование, судебный прецедент
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.3. алкогольные напитки, бытовая техника, автомобильный бензин, табачные изделия
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните пропуски в ряду.
4.1. Сторонниками теологической теории происхождения государства были Ф. Аквинский и Ж. Маритен, патриархальной теории – Аристотель и М. Михайловский, а Л. Гумплович и К. Каутский – теории «_________________________».
4.2. Георгом Гегелем сформулированы три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон _____________________________________________________, закон отрицания отрицания
4.3. По мнению Френсиса Бэкона к идолам разума относятся идолы рода, рынка, пещеры, _______________.
Чем различаются?
5.1. Индекс Доу Джонса и Индекс Джинни
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.2. Биржа труда и рынок труда
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.3. Производительность труда и интенсивность труда
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.
Перевод латинского и греческого термина | Общественные явления | Термины и их значения |
«Вздутие» | Денежное обращение | |
«Останки» | Религия | |
«Самоуправляющаяся община» | Местная власть | |
«Книга» | Юриспруденция | |
«В кругу просвещения» | Познание | |
«Укреплять союзом» | Форма государства | |
«Главный» | Фактор производства |