Методические рекомендации преподавателю

История государства и права зарубежных стран – это одна из фундаментальных основ дальнейшего обучения и профессионального становления юриста. Она обогащает студентов знанием исторического опыта, проникновением в сущность и закономерности общественного процесса, связанного с развитием таких феноменов, как государство и право. Вышесказанное ясно отражает место Истории государства и права зарубежных стран в системе юридического образования.

Громадный объем материала учебной дисциплины История государства и права зарубежных стран (государство и право изучается начиная примерно с ХХХ века до н.э. и заканчивая концом ХХ века н.э) требует от преподавателя тщательной подготовки лекционного материала. Очень важно четко формулировать темы и проблемы лекции, включать в ее структуру необходимый исторический материал, дискуссионный, который бы располагал студента к активной мыслительной деятельности. Необходимо акцентировать внимание студентов при изучении истории государства и права на фактический материал, при этом важно подчеркивать и место расположения государств, климатические условия, географические особенности региона, определяя их место и роль в государственно-правовом развитии. Следовательно, преподавателю следует знать географию, экономику, немножко археологии и этнографии.

Как бы ни своеобразно складывалась история отдельных народов, государств и систем права, в их развитии проявляются многие общие черты, единые закономерности. И, поэтому, одной из основных задач преподавателя является раскрытие этих общих закономерностей государственно-правового развития, поскольку конкретные данные о формах правления, государственного устройства, действующих в той или иной стране правовых институтах важны и полезны лишь тогда, когда в них усматриваются свойства некоторой исторической системности, когда они помогают понять протекающий через века и тысячелетия процесс государственно-правового развития. Чтобы познать объективные закономерности, необходимо, используя сравнительно-исторический метод, выявлять общее и особенное в развитии различных государств или систем права, обязательно акцентируя на этом внимание в лекционном материале, давая некоторые тезисы и под запись студентам. Лишь в этом случае История государства и права зарубежных стран предстанет не как безбрежный калейдоскоп дат. событий и институтов, а как закономерная смена определенных государственных форм и систем права, свойственных народам, находящимся на определенной стадии развития.

Одной из наиболее эффективных форм обучения, системного усвоения студентами правовых знаний являются, как показала практика, семинарские занятия. Трудности усвоения этой комплексной учебной дисциплины связаны со спецификой ее предмета и обилием исторических материалов, многочисленных политических и правовых документов, используемых в курсе для обоснования как общеисторических закономерностей развития государства и права, так и закономерностей тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Обширнейшая информативность, политико-правовая значимость этого курса, дающего студенту знания основ многих отраслевых дисциплин, определяют и то обстоятельство, что преподаватель, ведущий семинарские занятия, должен тщательно продумывать: как выделить действительное содержание правового документа в контексте времени его составления и определения вектора его современности, как подвести ребят к общей оценке его политико-правовой значимости как для эволюции социо-нормативной культуры создавшей его страны, так и для развития мировой политической мысли. На семинарских занятиях обязательно наличие у студентов текстов правовых памятников. Изучение правовых памятников призвано способствовать формированию у студентов первичных навыков юридического мышления. Следует рекомендовать также завести всем студентам тетради для семинарских занятий, где можно записывать какие-либо основные выводы, тезисы по той или иной проблеме, составлять схемы, например, государственного устройства того или иного государства, делать выписки наиболее значимых норм исторических памятников, сделать глоссарий юридических понятий и терминов, делать выписки из наиболее важных монографий, посвященной той или иной проблеме, прорешивать казусы и т.д. Преподавателю рекомендуется контролировать самостоятельную работу студентов, это возможно проводить в форме тестовых заданий, решения кроссвордов, контрольных работ и коллоквиумов. Подготовка студентов к семинару предполагает чтение рекомендованной литературы, обдумывание материала, выработку собственной точки зрения по тому или иному вопросу. В ходе овладения курсом студенты должны также выполнить реферативные работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: