Вопрос 3. Внутриполитическое развитие Индии в «эпоху Неру» (1947—1964). Формирование курса нейтралитета Неру

В 1950-х — начале 1960-х гг. политическая борьба велась по 5 основным направлениям:

1) административно-территориальная реформа;

2) введение государственного языка;

4) экономическая политика, роль госсектора в экономике;

5) внешняя политика.

Проявлениями этой борьбы стали:

1) внутрипартийная борьба в самом ИНК;

2) образование новых партий;

3) межобщинные, кастовые, экономические и религиозные конфликты

В первые годы ИНК полностью доминировал в политической жизни страны. ИНК была единственной в то время общенациональной партией, поддерживаемой различными слоями населения, а разных регионах. Ее представители составляли абсолютное большинство депутатов Учредительного собрания, которое и приняло 26 июня 1949 г. новую Конституцию Индии.

Согласно ей, Индия провозглашалась с 26 января 1950 г. светской республикой. Это означало, что религия не играет определяющей роли в государстве, отсутствует само понятие государственной религии никаких теологических структур власти не предусматривалось.

Индия — федерация штатов и союзных территорий, наделенных большими автономными правами. Каждый штат имеет свои Законо­дательные собрания и правительства, обладает полной компетенцией в сфере сельского хозяйства, электроснабжения, автодорожных пере­возок, контролирует развитие мелкой и средней промышленности использование земельных, водных и лесных ресурсов. Штаты делятся на области, округа, уезды. Исполнительная власть в штате принадле­жит губернатору, назначаемому президентом сроком на 5 лет. Свои функции есть и у центра: финансовая политика, крупные предприятия общенационального значения, объекты общеиндийской инфраструктуры, внешняя политика, оборона и т. д.

Законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному пар­ламенту. Правительство - главный ор­ган исполнительной власти, его возглавил Д. Неру.

По Конституции в Индии есть и президент, фактически он играет лишь представи­тельскую роль, потому как полностью зависит от правящей партии или коалиции. Как показывает практика, каких-либо крупных конфликтов на этой почве между президентом и премьер-министр не было.

В первые же годы самостоятельного развития важнейшей проблемой была административная реформа. Вопрос об административной реформе был отложен. С начала 50- х гг. движение за реорганизацию штатов активизировалось снизу. Начало положил Хайдарабад, в котором в 1952 г. вспыхнуло движение за объединение в рамках единого штата. В ноябре 1956 г. в Индии было введено новое территориальное деление: создавалось 14 штатов по лингвис­тическому признаку.

Впоследствии проводились некоторые реорганизации, но на осно­вании тех же принципов, что были заложены в решении 1956 г.

Сложной оказалась и языковая проблема. Всего в Индии 87 языков, из них около 60— распространенные, а 23 — наиболее распространенные (на многих из них в стране говорят десятки миллионов человек — бенгали, телугу, маратхи, тамильском). Но нет языка абсолютно преобладающего, даже на хинди говорит лишь около 30% населения. Мусульманское население предпочитает пользоваться своего рода смешанным языком - хиндустани, который имеет арабскую письменность. Проблема языка приобрела в Индии политический характер. В годы колониализма государственным языком стал английский. В 1949г. наряду с английским правительство Д. Неру объявило вторым государственным языком хинди, надеясь добиться его повсеместного распространения. Но в 1956 г. вопрос обострился в связи с реорганизацией штатов по лингвистическому признаку. Против хинди возникло мощное движение в Бенгалии и на юге страны.

В результате правительство Д. Неру вынуждено было уступить — сейчас в каждом штате Индии три государственных языка: англий­ский, хинди и местный, если штат не является хиндиязычным.

До начала 1950-х гг. в ИНК не происходило внутриполитических кон­фликтов. Неру был лидером харизматического плана: его мощныйинтеллект, блестящее образование, коммуникабельность, принадлежность к одной из выдающихся семей, способствовало его огромному авторитету в партии. Причем Д. Неру мог претендовать и на симпатии. Противовес ему составлял Патель но каких-либо столкновений между двумя лидерами не было. После смерти В. Пателя 1950 г. в ИНК остался единственный лидер общенационального значения — Д. Неру. С первых же лет обретения независимости в стране образовались десятки новых партий. На левом фланг крупнейшей партией была Коммунистическая. Правый фланг политической жизни был представлен партиями религиозно-коммуналистского толка. Большинство индийских партий ориентировались на отдельные этносы, группы каст, религиозные общины, т. е. не носили индийского характера. На всеобщих выборах 1951 г. ИНК сформировал свои правительства во всех штатах. В партии и в стране возрастал ав­торитет Л. Неру, это вело укреплению его позиций. В 1957 г. в штатах ИНК потерпел неудачу. В ряде случаев правительства были сформированы другими партиями, в отдельных штатах Инк

пришлось пойти на коалицию с другими партиями. С 1958 г. растут требования ограничить

масштабы государственно­го вмешательства в экономику. Усилился раскол в ИНК.

Постепенно в партийном аппарате сформировалась оппозиция - они в целом критиковала курс Д. Неру, требовала сокращения госсектора, прекращения аграрной реформы, ограничения функций бюрократии. Обрушились также и на внешнепо­литический курс нейтралитета.

Однако пока был жив Д. Неру, обладавший огромным авторитетом в стране, политические противники не осмеливались переходить в открытое наступление. Но в мае 1964 г. Д. Неру умер, и в истории Индии началась новая эпоха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: