ОАО «Нэфис Косметикс» - КХК им. М. Вахитова

История и современность

Казанский химический комбинат (ОАО «Нэфис Косметикс») – одно из старейших предприятий в стране. Оно было основано в 1855 году. С нашего завода началось промышленное развитие мыловарения в России. Можно сказать, что до этого мыло и свечи делались кустарно.

В 1855 году московские фабриканты купцы братья Крестовниковы, используя проект профессора технологии Казанского императорского университета М. Я. Киттары, организовали строительство стеариново-свечного завода. Организацией нового дела непосредственно в Казани занялись двое из семи братьев, которые, бывая в Казанском Университете, имели возможность ознакомиться с работами Киттары.

Братья Крестовниковы, изучая сырьевой рынок Казани, могли убедиться, что он богат хлебом, салом, кожей, то есть всем тем, что дает хорошо развитое земледелие и животноводство. Крымская война способствовала резкому удешевлению сала. Роль Казани как торгового города была весьма выгодной. Казань являлась центром Среднего Поволжья и Прикамского района. Ее географическое расположение у реки Волги экономически приближало к ней близко расположенные губернии, и в то же время она была важным торговым посредником между Россией и Сибирью. Кроме того, играло свою положительную роль не столь далекое соседство с Нижним Новгородом, где ежегодно проводились знаменитые всероссийские ярмарки.

Официальное открытие завода состоялось 28 декабря 1855 года. С момента пуска завод начал быстро наращивать производство свечей, первая партия была выпущена уже в январе 1856 г., т.е. буквально через месяц после открытия завода. Здесь выпускали «стеариновые свечи разных калибров, свечи отборные, пальмовые (экономические), маргариновые, стеарин в плитках и для глажения белья».

Высокая прибыльность предприятия была налицо, технология его производств оказалась жизнеспособной, завод быстро расширялся.

К примеру: к салу, применяемому в производстве свечей, предъявлялись высокие требования, в связи с чем, часть его оказывалась непригодной для этих целей. Это сало, а также олеиновая кислота, получаемая как побочный продукт при переработке сала для свечного производства, в соответствии с проектом М.Я.Киттары предназначались для изготовления мыла.

Для организации выработки твердого мыла в 1856 году был построен второй корпус. Мыло варили самое разнообразное: мраморное, желтое ядровое, зеленое (жидкое), глицериновое, мятное, корицевое, миндальное, розовое, карболовое (дезинфекционное), дегтярное, пемзо-карболовое. Кроме того, Крестовниковы производили олеин для смазки машин, смазочные масла, олеиновую кислоту, глицерин (химический чистый, белый фильтрованный, желтый), масло купоросное, водочные огарки (кисло-сернокислый натр), смолу газовую, гудрон для асфальтовых работ.

Первую награду - большую золотую медаль завод получил в 1861г. от Вольного экономического общества и в том же году – серебряную медаль на петербургской мануфактурной выставке. Последняя награда давала право на вывесках предприятия и его изделиях изображать государственный герб (это означает, что продукция поставляется на императорский двор). Это право не раз было подтверждено: в 1865, 1882 годах на Московской, а в 1870 году на Петербургской мануфактурной выставках. На Лондонской Всемирной выставке 1862 года изделия Казанского завода получили Почетный отзыв, на Парижской 1867 года – серебряную медаль, на Филадельфийской 1876 года предпринимателям вручили высшую награду, а на Парижских 1878,1889 гг. и Румынской в Крайове 1887 года – большие золотые медали. «За глицерин, кислоту, мыло и стеариновые свечи», а также «За мятное и глицериновое мыло» в 1893 г. в Чикаго завод получил две медали.

Продукция Казанского завода Крестовниковых пользовалась повышенным спросом, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В России предприниматели создали разветвленную сеть торговых заведений. В нее входили Москва, Баку, Екатеринбург, Иваново-Вознесенск, Пермь, Тюмень, Семипалатинск, Царицин, Оренбург, Одесса, Пенза, Ростов-на-Дону, Саратов, Самара, Севастополь, Симбирск, Ташкент, Самарканд, Варшава, Лодзь, Ирбитская и Нижегородская ярмарки. За границей Крестовниковы продавали глицерин в Париже, Лондоне и Берлине, а 1897 году в Германию и Францию была отправлена пробная партия «Казанского мыла», которое «приобрело прекрасный спрос»: в 1898 году экспорт мыла достиг нескольких тысяч пудов.

В 1868 году на заводе появляется собственная лаборатория – её возглавил Константин Михайлович Зайцев – приват-доцент Казанского императорского университета, «доктор технологической химии», представитель старейшей казанской купеческой фамилии, брат профессора университета А.М. Зайцева. Благодаря его стараниям, «завод Крестовниковых» поднялся в общем мнении не только относительно доброкачественности своих изделий, но и своим внутренним благоустройством, гуманным отношение к громадному штату низших служащих, в особенности, чернорабочих.

В ХХ век предприятие вступило крупнейшим в отрасли переработки жиров. По существу и характеру объединяемых основных производств – это комбинированное предприятие, передовое и конкурентоспособное, с необходимой базой вспомогательной, энергетической и торговой сферы. Эти преимущества, наряду с благоприятным географическим расположением и наличием дешёвой рабочей силы обеспечили заводу особую устойчивость и выживаемость во все времена, и особенно в периоды промышленных кризисов.

Вообще, можно по праву сказать, что история комбината - это история страны. Вместе со страной комбинат переживал периоды падений и взлетов.

В 1918 году, после издания декрета СНК РСФСР, завод был национализирован. … «Губернский продовольственный комитет сим удостоверяет, что Казанский завод братьев Крестовниковых национализирован и является Государственным достоянием, и все продукты и материалы завода неприкосновенны и реквизиции не подлежат» - это выдержка из постановления Казанского губернского комитета за №6110 от 6 августа 1918 года. Именно эта дата считается официальной датой национализации завода.

По инициативе партячейки 25 сентября 1922 года на ее заседании было принято решение о переименовании завода, он стал называться «Государственный мыловаренный свечной и химический завод №1 имени Мулла-Нур Вахитова», на котором известный революционер трудился. Период с 1922 по 1927 годы, в целом, вошел в историю завода, как период восстановления и стабилизации.

С началом Великой Отечественной Войны руководство комбината стало перестраивать работу на потребности фронта. По заданию правительства на опытной установке было освоено производство нового специального продукта – порошка НН, на основе которого изготавливалась горючая смесь. Особо важное значение имело во время войны увеличение производства мыла и моющих средств. За 1941-1945 годы комбинат дал стране и фронту 2 370 тонн спецпродукции и 150 тыс. тонн мыла.

В ноябре 1950 года Совмин СССР принял решение о строительстве завода по переработке кашалотового жира. Местом строительства была определена Казань. Опытно-заводская установка на химкомбинате им. М. Вахитова начала работать уже в июне 1951 года. К 1953 году мощность установки была доведена до 50 тонн в месяц. А в 1957г. был выпущен первый СМС «Новость». Данный продукт был просто уникален по своим качественным характеристикам, очень быстро стал широко известен и признан всеми хозяйками страны.

С 1963 года начинается производство порошкообразных моющих средств на синтетической основе. В целом, продукция комбината, разнообразная по ассортименту, поставлялась почти во все экономические регионы страны. Ее потребителями уже в 60-е годы были 425 предприятий разных отраслей промышленности, в этот период география поставок охватывает и ряд зарубежных стран.

В 1970-х, 80-х годах производственные мощности предприятия загружены на 100%. Туалетное мыло производства Казанского химкомбината признаётся лучшим в стране, хозяйственное мыло отгружается на экспорт – в Афганистан, Кубу, Вьетнам. Свечи – в Монголию. Технические кислоты отгружались предприятиям военно-промышленного комплекса. С 1989 года на экспорт стало отгружаться и туалетное мыло.

За достижение высоких показателей, как по объёму выпускаемой продукции, так и по качеству товаров, Казанский химкомбинат в 1976 году награждён орденом Трудового Красного Знамени. Продукции присваиваются «Знаки Качества СССР».

Казанский химкомбинат был приватизирован в 1992 году, и предприятие приобрело новое название – Акционерное общество «Нэфис» - КХК им. Вахитова.

В период 1990-1993 г.г. наше предприятие являлось лидером в масложировой отрасли. ЦЗЛ предприятия разрабатывает новые виды продукции, получает аттестат аккредитации на техническую компетентность, и включается в Российский Государственный реестр системы сертификации.

В 1993 году продукция нашего предприятия на торжественной церемонии в Мадриде награждается Международной Золотой звездой качества.

Сотрудничество с ведущими мировыми компаниями – производителями мыловаренного оборудования, разработка технологий в тесном сотрудничестве с учеными-химиками, изучение потребностей рынка и тенденций его развития и, безусловно, творческий подход, высокая квалификация специалистов комбината - все это служило гарантией успешного развития производства.

Период 1992-1998 гг. был одним из самых сложных для российской экономики. Именно в начале 90-х начались «гайдаровские реформы» - либерализация цен, приватизация. Страна постепенно переходила на рыночные отношения, однако переход этот был крайне сложным для промышленности и населения.

Уже в 1994 году объем промышленного производства сократился вдвое к уровню 1991года, в страну пришла безработица. Одновременно, вследствие непродуманной денежно – кредитной политики потребительские цены выросли за три года более чем в 700 раз! Все это повлекло за собой обострение социальной напряженности, спад уровня жизни.

Макроэкономические проблемы не обошли стороной и «Нэфис». Объемы производства в рассматриваемый период резко снизились, резко ухудшилось финансовое положение, предприятие работало на грани банкротства. В результате в 1998 году Комбинат был признан банкротом, было введено внешнее управление.

С введением в 1998 г. на предприятии внешнего управления и отстранением от работы прежнего руководства, в течение года была проделана огромная работа – восстановлены производственные мощности, возобновляется производство, полностью обновлён ассортимент продукции. В 1999 году объёмы производства и сбыта продукции продолжают возрастать. Проводится рекламная компания по всем каналам центрального телевидения «Крошек Сорти» - стиральных порошков.

Были разработаны стратегия сбыта продукции и план маркетинга, одобренные Советом директоров. В итоге спрос на продукцию предприятия начал устойчиво расти.

И тогда Комбинат столкнулся со следующей проблемой:рост сбыта продукции ограничивался уже не потребительским спросом, а нашими производственными мощностями, то есть нашей способностью производить продукцию того качества и в таком количестве, которого требовал рынок. Капитальные ремонты уже не давали гарантии безаварийной работы полностью изношенного оборудования, требовалась реконструкция.И летом 1999 года были проведены первые переговоры с итальянскими фирмами «Баллестра», «Маццони» и «Акма» о стоимости и сроках поэтапного технического перевооружения основных производств и закупки нового оборудования.

А уже в 4-ом квартале 1999 года по контракту с фирмами «Маццони» и «Акма» полностью модернизировано производство туалетного мыла.Приобретены и установлены новые линии по упаковке и штамповке туалетного мыла, что позволило в 4 раза увеличить мощности по его производству.

В цех СМС были установлены 3 новых фасовочных аппарата по упаковке продукции в полипропиленовую плёнку. Это позволило значительно снизить конечную себестоимость продукции и увеличить ассортимент и выпуск продукции.

Весь период – 2000-й и 2001-й г.г. мы воплощали в жизнь программу полномасштабной модернизации и реконструкции всех производств предприятия.

Данная программа содержала в себе три основных этапа, причём каждый этап – это создание и развитие различных производств:

1. Полная реконструкция производство стиральных порошков

2. Строительство сульфирующей установки «Сульфурекс».

3. Строительство завода по производству жидких моющих средств.

Краткие итоги проведённой реконструкции:

Заменено оборудование в цехе по производству стиральных порошков.

Установлена компьютерная система управления производством, производство полностью автоматизировано, осуществлён монтаж новых систем дозирования компонентов.

Установка нового высокотехнологичного оборудования (компания «Баллестра») позволила предприятию значительно повысить качество и расширить ассортимент выпускаемых стиральных порошков.

По заключению независимой экспертизы Лаборатории личной гигиены научно исследовательского центра бытовой химии наши марки СМС по 3-м параметрам (отбеливающая способность, моющая способность, экономичность) находятся на высоте, не уступая практически ни в чем нашим конкурентам, а по отдельным тестам наши СМС превосходят их. В результате, «Нэфису» удалось пробиться в наиболее дорогой сегмент российского рынка СМС. На сегодняшний день «Нэфис Косметикс» занимает первое место по производству стиральных порошков среди российских производителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: