Знакомство с проблемами социальной информатики в базовом курсе должно носить пропедевтический характер. Более подробно они могут быть изучены в старших классах в рамках профильного курса информатики.
Базовым в этой теме является понятие информационных ресурсов. Синонимами к слову «ресурс» являются «запас», «накопления». Человеческое общество не может существовать без материальных ресурсов (продукты питания, одежда, жилье, транспорт и пр.), энергетических ресурсов (нефть, уголь, электроэнергия и пр.). В не меньшей степени человечеству необходимы информационные ресурсы: знания, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любых носителях информации. Хранилищами информационных ресурсов являются архивы, библиотеки, базы данных, серверы Интернета и т.п.
Обсуждая эту тему на уроке, нужно обратить внимание учеников на следующую особенность информационных ресурсов: всякий ресурс, кроме информационного, после его использования исчезает (расходуется нефть, пищевые продукты, электроэнергия и пр.). Информационные ресурсы же постоянно преумножаются, т.е. их количество непрерывно растет, причем с возрастающей скоростью. Этот феномен называют информационным взрывом. Конечно, какая-то информация устаревает и теряет актуальность. Но, несмотря на это, объем актуальной информации постоянно экспоненциально увеличивается, В рамках этой темы следует обсудить вопрос о том, какими именно информационными ресурсами пользуются ученики в процессе учебы.
|
|
Современными средствами хранения, передачи и обработки информационных ресурсов являются ИКТ. Внедрение ИКТ во все сферы человеческой деятельности называется информатизацией общества. Благодаря информатизации в сферу информационной деятельности вовлекается все большая часть населения страны, что ведет к формированию информационного общества. В информационном обществе преимущественным видом трудовой деятельности людей становится информационная деятельность. При этом информационные ресурсы превращаются в важнейший вид ресурсов, влияющих на общественный прогресс. Иначе говоря, переход к стадии информационного общества происходит тогда, когда более половины населения страны оказывается занятым в информационной сфере.
О степени информатизации страны можно судить по количеству используемых компьютеров населением, числу действующих серверов глобальных сетей и количеству людей, использующих Интернет в производстве и быту. В учебниках приводятся статистические данные на эту тему. Судя по ним, Россия существенно отстает по этим показателям от развитых стран. Говорить о вступлении нашей страны в стадию информационного общества пока рано.
|
|
В учебнике Угриновича отдельный параграф посвящен информационной культуре. Информационная культура отдельного человека определяется как его знания и умения в области ИКТ, а также знакомство с правовыми и этическими нормами в этой области и их неукоснительное соблюдение. Школьный курс информатики предназначен формировать основы информационной культуры будущего члена информационного общества.
С развитием процесса информатизации все актуальнее становятся вопросы защиты авторских прав на электронные ресурсы: программы и данные, а также защиты информации от криминальных действий преступников. Знания в этой области имеют большое воспитательное значение. Учащиеся должны получить представление о существующих правовых статусах программных продуктов и баз данных: лицензионные, условно-бесплатные и свободно распространяемые. Важными с точки зрения профилактики правонарушений в информационной сфере являются сведения о видах информационных преступлений и способах их предотвращения, а также формах наказания за такие преступления. В краткой и доступной форме такие сведения содержатся в учебниках Семакина и Угриновича.
Вывод, к которому следует прийти в итоге изучения данной темы, должен быть следующим: надежное обеспечение безопасности информационных ресурсов всеми средствами (программно-техническими, юридическими) является важнейшим фактором безопасности как отдельной личности, так и всего общества в целом, вступающего на информационную стадию своего развития.
В результате обучения учащиеся должны:
· знать (понимать): понятия «информационные ресурсы», «информационное общество», «информационная культура», основные области использования ИКТ в современном обществе, назначение информационного права, основные проблемы защиты информации;
· уметь: использовать доступные средства защиты личной информации, информацию с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательно относиться к полученной информации;
· использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни: для организации собственностей информационной деятельности и планирования ее результатов, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.