Методические рекомендации по изучению темы. Знакомство с проблемами социальной информатики в базовом курсе должно носить пропедевтический характер

Знакомство с проблемами социальной информатики в базовом курсе должно носить пропедевтический характер. Более подробно они могут быть изучены в старших классах в рамках профильного курса информатики.

Базовым в этой теме является понятие информационных ре­сурсов. Синонимами к слову «ресурс» являются «запас», «накоп­ления». Человеческое общество не может су­ществовать без мате­риальных ресурсов (продукты питания, одежда, жилье, транспорт и пр.), энергетических ресурсов (нефть, уголь, электроэнергия и пр.). В не меньшей степени человечеству необходимы информаци­онные ресурсы: знания, идеи человечества и указания по их реали­зации, зафиксированные в любой форме, на любых носителях информации. Хранилищами информационных ресурсов являются архивы, библиотеки, базы данных, серверы Интернета и т.п.

Обсуждая эту тему на уроке, нужно обратить внимание учени­ков на следующую особенность информационных ресурсов: вся­кий ресурс, кроме информационного, после его использования исчезает (расходуется нефть, пищевые продукты, электроэнергия и пр.). Информационные ресурсы же постоянно преумножаются, т.е. их количество непрерывно растет, причем с возрастающей скоростью. Этот феномен называют информационным взрывом. Конечно, какая-то информация устаревает и теряет актуальность. Но, несмотря на это, объем актуальной информации постоянно экспоненциально увеличивается, В рамках этой темы следует обсудить вопрос о том, какими именно информационными ресурса­ми пользуются ученики в процессе учебы.

Современными средствами хранения, передачи и обработки информационных ресурсов являются ИКТ. Внедрение ИКТ во все сферы человеческой деятельности называется информатизацией общества. Благодаря информатизации в сферу информационной деятельности вовлекается все большая часть населения страны, что ведет к формированию информационного общества. В информа­ционном обществе преимущественным видом трудовой деятель­ности людей становится информационная деятельность. При этом информационные ресурсы превращаются в важнейший вид ре­сурсов, влияющих на об­щественный прогресс. Иначе говоря, пе­реход к стадии информационного общества происходит тогда, когда более половины населения страны оказывается занятым в информационной сфере.

О степени информатизации страны можно судить по количе­ству используемых компьютеров населением, числу действующих серверов глобальных сетей и количеству людей, использующих Интернет в производстве и быту. В учебниках приводятся статистические данные на эту тему. Судя по ним, Россия сущ­ественно отстает по этим показателям от развитых стран. Говорить о вступлении на­шей страны в стадию информационного общества пока рано.

В учебнике Угриновича отдельный параграф посвящен информационной культуре. Информационная культура отдельного человека опре­деляется как его знания и умения в области ИКТ, а также зна­комство с правовыми и этическими нормами в этой области и их неукоснительное соблюдение. Школьный курс информатики пред­назначен формировать основы информационной культуры будущ­­его члена информационного общества.

С развитием процесса информатизации все актуальнее стано­вятся вопросы защиты авторских прав на электронные ресурсы: программы и данные, а также защиты информации от крими­нальных действий преступников. Знания в этой области имеют большое воспитательное значение. Учащ­иеся должны получить представление о существующих правовых статусах программных продуктов и баз данных: лицензионные, условно-бесплатные и свободно распространяемые. Важными с точки зрения профилак­тики правонарушений в информационной сфере являются сведе­ния о видах информационных преступлений и способах их предот­вращ­ения, а также формах наказания за такие преступления. В крат­кой и доступной форме такие сведения содержатся в учебниках Семакина и Угриновича.

Вывод, к которому следует прийти в итоге изучения данной темы, должен быть следующим: надежное обеспечение безопас­ности информационных ресурсов всеми средствами (программно-техническими, юридическими) является важнейшим фактором безопасности как отдельной личности, так и всего общества в целом, вступающего на информационную стадию своего разви­тия.

В результате обучения уча­щиеся должны:

· знать (понимать): понятия «информационные ресурсы», «ин­формационное общество», «информационная культура», основ­ные области использования ИКТ в современном обществе, на­значение информационного права, основные проблемы защиты информации;

· уметь: использовать доступные средства защиты личной ин­формации, информацию с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательно относиться к полученной ин­формации;

· использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни: для организации собственностей информационной деятельности и планирования ее резуль­татов, использования информационных ресурсов общества с со­блюдением соответствующих правовых и этических норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: