Н. Назарбаев и казахстанский опыт политического транзита

Принцип «сначала — экономика, потом — политика» не следует трактовать слишком упрощенно. На практике это две взаимосвязанные задачи, и речь идет лишь об определенном смещении центра тяжести, а не об очередности решения проблем экономической и политической модернизации.

В этой связи важное методологическое и практическое значение имеют некоторые основополагающие принципы политической модернизации, которые сформулированы и применены на казахстанской практике Н. Назарбаевым. Главной целью политических преобразований в Казахстане является, по его словам, движение к такой современной демократической форме власти, которая сможет обеспечить наиболее эффективную систему управления обществом и государством, одновременно сохраняя политическую стабильность и обеспечивая конституционные права и свободы граждан.

Особое внимание Глава государства обращает на то, что Казахстан не нацелен клонировать чужие политические модели. Казахстанский путь, поддержанный подавляющим большинством населения, — попытки поиска своего собственного пути развития. Первый Президент РК не только отчетливо осознает все сложности перехода от традиционалистского общества к современному, основанному на либеральных принципах, но и вносит серьезные коррективы концептуального плана, учитывающие современные тенденции и специфику Казахстана. Как свидетельствует мировой опыт, в тех странах, где происходила резкая смена механизмов функционирования общества, а либерализм противопоставлялся традиционализму, процесс либо оборачивался общественным регрессом, либо приводил к перерождению инициировавших его сил в диктаторские режимы.

В Казахстане логика преобразований была выстроена таким образом, чтобы темпы политических реформ не подменяли содержания и сути модернизационных процессов. Еще в 1996 году Н. Назарбаев заявил: «...демократия в крови и хаосе нам не нужна и даром. Основа нашей демократии — политическая, социальная и межнациональная стабильность. Мы не будем экспериментировать на собственном народе только ради того, чтобы нам аплодировали за демократический спринт другие страны».

Между тем трудностей и противоречий в вопросах политической модернизации, особенно в 90-х годах прошлого века, было предостаточно.

Так, одной из наиболее сложных сфер политической модернизации было парламентское строительство. В драматических событиях 1993—1995 годов ярко проявилась личность Н. Назарбаева как политика, приверженного принципам правового государства и нацеленного на сохранение политической стабильности, на поиск взаимоприемлемого компромисса. Результатом последовательного и взвешенного курса стало принятие Конституции 1995 года, заложившей основы политической стабильности на многие годы, более полное осуществление принципа разделения властей, формирование современного и профессионального двухпалатного Парламента, действующего на постоянной основе.

На каждом этапе парламентского строительства противники и оппоненты подвергали критике казахстанский Парламент за непрофессионализм и проявления беспринципности, за «карманность» и аффилиированность с властью. Не могу с этим согласиться полностью, ведь история отечественного парламентаризма — серьезный аргумент состоятельности нашего государства. Тем не менее ясно, что Казахстану предстоит еще немало сделать для формирования по-настоящему действенного и эффективного Парламента.

Проведенная в 2007 году конституционная реформа создала предпосылки для оптимальной трансформации постсоветской политической системы из президентской в президентско-парламентскую. Таким образом, реализуется переход к более демократичной и институционально устойчивой форме, при которой происходит некоторое смещение властного центра от исполнительной власти к законодательной ветви, что характерно для развитых демократий современного мира.

В тесной связи с развитием казахстанского парламентаризма шло становление партийной системы. Кстати, при активном личном содействии Главы государства, поддержавшего многие молодые партии. В то же время он понимал, что вновь создаваемые партии должны пройти все стадии развития, преодолеть «болезни роста», обрести собственное лицо.

Сегодня партии постепенно приобретают все большее влияние.

Сложившаяся модель партийного строительства является оптимальной формой политической системы Казахстана, поскольку открывает для политических партий реальное участие в выборах, возможность пройти в Парламент и участвовать во всех политических процессах и управлении государством.

Первый Президент РК по праву может считаться создателем казахстанской модели обеспечения общественной стабильности, межнационального и межконфессионального согласия, формирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма. В этом плане трудно переоценить значимость его эволюционного подхода к решению национального вопроса: полиэтничность — это «огромный культурный, экономический и политический ресурс» Казахстана...

***

Ретроспективный анализ исторического пути Казахстана убедительно свидетельствует, что своими нынешними достижениями наша страна во многом обязана первому Президенту Н. Назарбаеву. Именно он разрабатывал и определял стратегию модернизации, он вынес на себе всю тяжесть политической и исторической ответственности за судьбу реформ, за судьбу страны.

Вклад Н. Назарбаева в модернизацию независимого Казахстана уже вошел в мировую теорию и практику модернизации государства и еще не раз станет предметом тщательного изучения специалистов.

В настоящее время казахстанская модель реформирования экономической, политической и социальной сферы востребована не только развивающимися, но и развитыми государствами современного мира. Об этом ярко свидетельствуют факты вручения Н. Назарбаеву высших государственных наград ряда стран, в том числе недавние — во Франции и Японии. Глубоко символично, что такие авторитетные державы практически одновременно и столь высоко оценили заслуги Президента РК. При этом каждая страна увидела в деятельности казахстанского лидера отражение собственных ценностей и приоритетов. Вместе с тем эти высокие награды свидетельствуют о востребованности как на Востоке, так и на Западе казахстанского опыта модернизации, эффективной многовекторной внешней политики, уникальной модели толерантности и в целом перспективного казахстанского пути развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: