Нурсултан Назарбаев и казахстанская модель модернизации

Историческая заслуга Н. Назарбаева состоит в том, что в крайне сложных внутренних и международных условиях он взял на себя смелость начать глубокие модернизационные преобразования, хотя в тот момент никто не мог дать гарантий их будущего успеха.

Сегодня более чем очевиден тот факт, что Первый Президент Казахстана выступил как успешный модернизатор и реформатор казахстанского общества в его постсоветской фазе. Приступая к строительству нового Казахстана, он уже располагал собственным стратегическим видением содержания, характера и масштаба задач, которые предстояло решать государству, вступившему на тернистый путь модернизации.

Фактически Президент Казахстана стал первым политическим лидером на постсоветском пространстве, который взял курс на стратегическое планирование. Так, в 1992 году в статье «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» он изложил основные принципы модернизации казахстанского общества и государства, обрисовал основные черты внутренней и внешней политики РК. Эти подходы получили дальнейшее развитие в работе «На пороге XXI века» (1996), где была изложена целостная концепция адаптированной модернизации независимого Казахстана.

Важно отметить, что Н. Назарбаев никогда не переставал внимательно изучать, а нередко и перенимать зарубежный опыт модернизации. И эта черта выгодно отличает его от политиков и государственных деятелей, которые склонны экспериментировать, не соизмеряя при этом цели и средства.

Изначально стиль Н. Назарбаева в сфере стратегического планирования отличался рядом особенностей. В частности, он продемонстрировал новый подход к целеполаганию. Как показывает зарубежный опыт, политики и эксперты нередко склонны экстраполировать современные тенденции на отдаленное будущее, то есть, говоря языком живописи, использовать линейную перспективу. Такой метод позволяет ставить перед нацией реальные и выполнимые задачи в пределах имеющихся ресурсов. Однако изначально он загоняет нацию в своеобразный тупик, нацеливая на реализацию довольно ограниченных по содержанию и духу задач элементарного выживания.

Поэтому, формируя собственную стратегию модернизации, Президент использовал не линейную, а обратную перспективу, согласно которой сначала создается модель целесообразного и желанного для страны и лишь затем формулируются задачи на перспективу. При этом, по мнению Главы государства, важно исходить не только из имеющихся, сколько из будущих ресурсов и возможностей.

Разумеется, такой алгоритм стратегического планирования несет в себе известные риски, однако он не только позволяет «заглянуть за горизонт», но и способствует более полному раскрытию потенциала общества и государства, акцентирует внимание не на проблемах выживания, а на перспективах развития, мобилизует нацию на реализацию крупномасштабных проектов.

Все это позволяет при любых колебаниях и отклонениях постоянно иметь в виду конечные цели модернизации, а также, что особенно важно в условиях переходного периода, максимально учитывать интересы будущих поколений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: