Н. Назарбаев и задачи экономической модернизации Казахстана

Еще на заре независимости Казахстан сделал однозначный выбор в пользу создания социально ориентированной рыночной экономики, основанной на конкуренции и развитии разнообразных форм собственности. Однако, как подчеркивает Н. Назарбаев, провозгласить цель и перевести страну в качественно иное состояние — это далеко не равнозначные задачи: «Формирование самонастраивающегося и социально ориентированного рыночного механизма для страны, где целые поколения были адаптированы к совершенно иным условиям жизнедеятельности, исторически само по себе предполагает разрешение неординарной, масштабной проблемы, состоящей из целого комплекса сложных задач по системной трансформации».

Поэтому Президент не раз резко отвергал популистские подходы к экономическим проблемам и всегда открыто говорил о том, какие проблемы подстерегают Казахстан на том или ином этапе экономической модернизации.

Действительно, с позиции нынешних реалий можно говорить о том, что не все было гладко и благополучно. Имели место просчеты, полумеры и ошибки. Однако, как показала практика, это не были ошибки концептуального, стратегического характера. И пожалуй, самое главное заключалось в том, что руководство страны и общество не замыкались на проблемах, а достаточно оперативно решали их.

Поэтому, несмотря на все трудности (отсутствие опыта реформирования и необходимой законодательной базы, практически полный развал экономики, сложные социальные явления), Казахстан стал первопроходцем во многих актуальных вопросах реформирования экономики.

Пятнадцатого ноября 1993 года страна обрела важнейший атрибут экономической независимости — национальную валюту тенге. Далее — практически с нуля — приступила к созданию бюджетной, налоговой и таможенной систем. РК первой на пространстве СНГ провела налоговую реформу, в результате которой налоги стали рассматриваться не только как метод пополнения госбюджета, но и как важнейший инструмент стимулирования инвестиционно-производственной деятельности.

Другой не менее важной задачей было разгосударствление экономики. Логика развития экономики подсказывала, что реальный переход к рынку невозможен без приватизации госсобственности, и эта проблема была также успешно решена.

Сложнейшей задачей на пути модернизации стало формирование современной инвестиционной политики. В Казахстане в кратчайшие сроки были созданы все необходимые институциональные и нормативно-правовые предпосылки для привлечения финансовых ресурсов. Благодаря разумной инвестиционной политике Казахстан стал безусловным лидером среди стран СНГ по объемам освоения прямых иностранных инвестиций на душу населения. За 17 лет в экономику страны привлечено более 70 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. Не менее важен и тот факт, что Казахстан в настоящее время сам становится активным инвестором, вложив более 4,5 миллиарда долларов в экономику зарубежных стран.

В результате успешной реализации Стратегии «Казахстан-2030» страна достигла значительного прогресса в деле экономической модернизации: сложилась социально ориентированная рыночная экономика, сформировался мощный класс отечественных предпринимателей, успешно развивается малый и средний бизнес, активно идет становление среднего класса.

Все это позволило перейти к реализации более сложных и амбициозных задач, направленных на успешную интеграцию страны в мирохозяйственную систему.

Выдвинутая Главой государства в 2006 году Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран включает в себя целый ряд прорывных проектов национального и международного значения, а также предполагает системную работу по повышению эффективности добывающего сектора, приоритетное развитие несырьевых отраслей и крупномасштабную диверсификацию экономики. В реализации данных задач важная роль отводится созданным в Казахстане институтам развития.

Рубежным и ответственным событием не только для Казахстана, но и для всего мира стал мировой финансовый кризис, который не оказал радикального влияния на экономику Казахстана, но актуализировал многие проблемы дальнейшего развития. Они нашли свое отражение в Послании Президента нынешнего года.

В частности, Н. Назарбаев призвал усвоить уроки, преподанные ипотечным кризисом в США, сформировать действенные механизмы системного и оперативного реагирования государства на угрозы финансовой нестабильности, укрепить доверие международных рынков к экономике Казахстана.

Кроме того, Президент обратил внимание на необходимость активизации внутренних инвестиционных ресурсов с растущей ролью государственных холдингов, институтов развития СПК. Что особенно важно, Н. Назарбаев подтвердил курс на дальнейшее усиление позиций государства в качестве влиятельного и ответственного участника международных нефтяных и энергетических рынков, что должно обеспечить выход на международный рынок с готовой продукцией, с высокой долей добавленной стоимостью.

Важно отметить, что в настоящее время Глава государства делает особый акцент на необходимости проведения сильной социальной политики и подчеркивает, что постоянное улучшение социального самочувствия казахстанцев, всех слоев и групп казахстанского общества является и будет оставаться на первом плане государственной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: