Методы теории коммуникации

Метод (от греч.methodos – путь, хождение вдоль пути) – этосовокупность приемов, применяемых исследователемдля получения определенного результата. Всовременной науке чаще всего используетсяуровневая система методологического знания. Всоответствии с ней все методы могут быть разделенына общенаучные и частнонаучные.

Общенаучные методы – это совокупностьисследовательских приемов и процедур, широкоприменяемых в различных областях научного знания,как социально-гуманитарного, так и естественно-научного. К общенаучным методам, используемымпри изучении коммуникационных процессов, могутбыть отнесены моделирование, системный подход,сравнение.

Моделирование – изучение объекта путем созданияи исследования его копии (модели), замещающейоригинал с определенных сторон, интересующихисследователя. Модель (от лат. modus, modulus –мера, образец, норма) – аналог реального объекта.Под моделью понимается либо конкретный образизучаемого объекта, либо другой объект, реальносуществующий, сходный с изучаемым в отношениинекоторых определенных свойств и структурныхособенностей. Выделяются вербальные (текстовые),математические, информационные, графическиемодели. В теории коммуникации рассматриваютсясоциологические, психологические модели, моделиимиджевой, массовой коммуникации и многиедругие.

Системный подход. Система – это совокупностьэлементов, находящихся в отношениях и связях друг сдругом и со средой и образующих определеннуюцелостность, единство. При системном подходеобъект рассматривается как некоторое множествоэлементов, взаимосвязь которых обусловливаетцелостные свойства данного множества. Данныйподход основан на таких методах, как анализ, т.е.разложение целого на разноуровневые по степенисложности составляющие (подсистемы, компоненты,элементы и т.д.), и синтез, т.е. рассмотрение свойствцелостности. В теории коммуникации в качествесистем могут рассматриваться текст, СМИ,коммуникативные акты и т. д.

Сравнение представляет собой метод, основанныйна суждениях о сходстве и различии объектов ипозволяющий выявить их количественные икачественные характеристики. Главное условиеприменения данного метода состоит в наличииобщего основания, по которому сравниваютсяобъекты. Одним из широко используемых методов12сравнения является сравнительно-исторический,который позволяет определить тенденции развитияизучаемого явления.

Частнонаучные методы – это совокупностьспособов и исследовательских приемов, применяемыхв той или иной отрасли науки. Теория коммуникациипредставляет собой многоуровневую чрезвычайноразветвленную систему; в ней используются методытаких наук, как социология, психология,социолингвистика и др. Поэтапность исследованиясоциальной коммуникации предполагает выборметодов в соответствии с конкретной задачейданного этапа. На этапе сбора фактическогоматериала и его первичной систематизациииспользуются социологические методы, а такжелабораторные эксперименты (наблюдение за устнымии письменными источниками информации) и полевыеэксперименты, допускающие как отстраненное илискрытое наблюдение, так и включенное наблюдение –соучастие в речевой деятельности.

Социологический метод представляет собойсовокупность приемов конкретных социологическихисследований, направленных на сбор и анализэмпирических данных, отражающих реальноесостояние коммуникативных процессов в обществе.Методы социологических исследований (опросы,анкетирование, эксперименты, статистическийанализ, математическое моделирование) позволяютсобрать богатый фактический материал и на егооснове изучать социально-коммуникативныепроцессы и явления.

Опросы позволяютполучить как фактическую информацию, так иоценочные данные, они проводятся либо в устной,либо в письменной форме. Целью собственносоциологического опроса является получениесодержательной информации о социальных явленияхи их оценки. Целью социокоммуникативного опросаявляется получение данных о коммуникативныххарактеристиках информантов, определяющих ихотнесенность к той или иной социальной группе. Но втом и в другом случае необходимо придерживатьсяпринципа репрезентативности – достаточностифактического материала. Другим важным понятиемпри составлении анкеты и первичной обработкеданных является понятие о переменных. Дело в том,что в процессе опроса или наблюдения условиякоммуникации могут меняться и качественно, иколичественно. Принято различать независимые изависимые переменные. Независимые переменные –это свойства, которые меняются независимо отдругих свойств и поэтому квалифицируются какпричины. Зависимые переменные – это свойства,которые меняются в связи с изменением независимыхпеременных и поэтому квалифицируются какследствия. В социокоммуникации в качественезависимых переменных выступаюткоммуникативные сферы, социальный статус,коммуникативная установка и т.д.; в качествезависимых – ситуативная вариативность, видыиспользуемых вербальных и невербальных знаков ит.п.

Социолингвистика предлагает в качестве методаисследования социальной коммуникации дискурс-анализ с целью выявления коммуникативных средств,используемых для передачи социально значимойинформации и ее оценки, а также изучения влияниясоциальных характеристик участников, таких какстатус, роль, возраст, этническая принадлежность,14профессия, на протекание вербальной коммуникации.Фактически это лабораторный метод исследования,где ответы интерпретирует сам исследователь.Актуальной проблемой социолингвистики являетсятакже изучение коммуникативных барьеров(языковых, культурных и др.), затрудняющих процесскоммуникации. Исследуя коммуникативные барьеры,социолингвистика выходит на решение рядапрактических проблем: эмиграции, межкультурнойкоммуникации в многонациональных государствах ит.д.

Еще одним методом, используемым в теориикоммуникации, является метод экспертных оценок,который служит для получения первичныхэмпирических данных. Проводится опрос специальноотобранной группы экспертов (обычно 5-7 человек) сцелью установления значений определенныхпеременных величин, которые необходимы дляоценки исследуемого вопроса. Однако, полагают, чтоэтот способ получения информации не оченьнадежен, так как ограничен личным опытом и непредставляет информацию в полном объеме.

Метод наблюдения реализуется как влабораторных, так и в полевых условияхэксперимента. Цель полевого эксперимента состоит втом, чтобы установить, как говорят люди вестественных условиях, какие используюткоммуникативные средства в различных речевыхситуациях и т.д. Недостатками этого метода являютсятрудности психологического плана, когда открытоенаблюдение приводит к гиперкоррекции речииспытуемых, а также степень репрезентативностинаблюдаемой группы. Для проверки нужныконтрольные эксперименты и сопоставление сданными лабораторных экспериментов.

Метод тестирования наиболее полно разработанв психологии и вполне приложим в теориикоммуникации. Обычно он используется влабораторных экспериментах, когда массовый опросчерез анкетирование невозможен. Тестированиеиногда проводят дважды – на начальном этапе сдиагностирующей целью, и в конце исследования, гдеоно играет верификационную функцию. Различаютформальные и неформальные ситуации тестирования.К формальному типу относят задания в форме выборавариантов ответов на заданные вопросы.Неформальные тесты проводятся в форме беседы сиспытуемым, главным условием при этом являетсясоздание атмосферы психологического комфорта идоверия.Из инструментария социально-психологическихисследований в теории коммуникации применяют метод социометрии при изучении малых групп сцелью диагностики межличностных отношений ихчленов с перспективой их изменения и оптимизации.Процедура социометрического измеренияпредполагает проведение опроса всех членов группыдля установления их отношения друг к другу.Результаты опроса обрабатываются с использованиемколичественных индексов, которые отражаютхарактер внутригрупповых отношений и показываютстепень сплоченности группы. К числу недостатковданного метода относят следующие: невозможностьвыявления мотивов при выборе ответов; вероятностьискажения результатов из-за неискренности ответовиспытуемых.16Методы, используемые на втором этапеисследования, имеют другое целевое назначение –обработку полученных данных, установлениезависимостей количественных и качественныхпоказателей анализа и их интерпретацию.

Особоеместо в системе методов второго этапа исследованиязанимает контент-анализ. Это экспериментальныйметод, в первую очередь рассчитанный на изучениедеятельности СМИ путем систематической числовойобработки, оценки и интерпретации формы исодержания сообщения информационного источника,своеобразный качественно-количественный анализсодержания текстового материала, фонограмм, аудио-и видеозаписей. Данные, получаемые с помощьюконтент-анализа выявляют роль СМИ вформировании вкусов, предпочтений, мненийразличных социально-демографических ипрофессиональных групп, их отношение к тем илииным процессам в области политики, экономики,культурной и социальной жизни. Принято различатьсодержательный и структурный контент-анализ.

Интент-анализ – метод, с помощью которогоизучается проблема целенаправленности вербальнойкоммуникации. Данный метод разрабатывается врамках психологии и исходит из того, чточеловеческая речь представляет преднамеренноедействие. Соответственно намерение (интенция) что-либо высказать, связанное с определеннымсодержанием мысли или чувством, лежит в основепрактически каждого речевого акта.На заключительном этапе исследованиясоциальной коммуникации используются методытестирования и шкалирования. При тестированиииспользуется тот же материал, который был дан в__первичном, диагностирующем тесте. Методимпликационных шкал (шкалирование) представляетсобой наглядную форму измерения и оценкиполученных данных, которые градуируются постепени количества или интенсивности признаков.Простые шкалы представляют однозначную оценкутого или иного признака. Серия шкал (так называемая«батарея») может быть преобразована в единуюшкалу значений отдельных признаков. Иногдапрактикуется панельный метод, или метод повторногоопроса с целью проверки или уточнения данныхпервичного опроса. Но при этом должны бытьсохранены те же условия, что практически трудноосуществить, особенно при большом временномразрыве.Перечисленные выше методы являются одними изнаиболее широко используемых в теориикоммуникации. Однако, следует иметь в виду, чтокаждый метод применяется не изолированно, не сампо себе, а в сочетании с другими методами.Следовательно, конечный результат определяется вомногом тем, насколько умело и эффективноиспользуется эвристический потенциал того илииного метода и всех методов в их взаимосвязи.

Развитие технических средств коммуникации. Возникновение человеческойречи приблизительно 40тыс. лет назад в22коммуникативистике нередко называют «перваякоммуникативная революция». Язык сталосновным средством общения и передачиинформации. Этот процесс совершенствовался помере изобретения различных технических средствсвязи: письма, печати, газет, телефона, телеграфа,радио, телевидения, но ни одно из них не умаляетведущей роли языка как основного истинночеловеческого средства общения.За первой коммуникативной революциейпоследовали еще три, также связанные ссовершенствованием средств передачисообщений: возникновение письменности,изобретение печатного станка, развитиеэлектронных массмедиа. Письменность. Возникновение письменности,положившее начало переходу от словеснойкультуры к письменной, датируетсяприблизительно 3-м тысячелетием до н.э. Самымиранними формами письма были предметноеписьмо, в котором средствами передачи смысласлужили различные предметы (например, стрелаили меч могли означать объявление войны, азеленая ветвь – предложение мира; разновидностьпредметного письма можно назвать «языкцветов», принятый на Востоке), а также узелковоеписьмо, получившее распространение ускотоводческих племен для учета поголовья стад,где количество узелков соответствовалоколичеству животных.Непосредственными предшественникамисовременного письма стали пиктографическое(рисуночное) и иероглифическое письмо. Они досих пор используются некоторыми народами. В__пиктографии простые изобразительные знаки,иногда способные вызвать зрительныеассоциации, обозначают отдельные предметы,действия, процессы и т.д. В иероглифическомписьме каждый отдельный знак обозначает словоили словосочетание.Подлинной революцией в письменности сталоизобретение фонетического письма, в которомособым символом обозначался каждый отдельныйзвук. Оно связало устную речь и письмо. Когда мыговорим, мы произносим сравнительно немногосущественно различающихся звуков. Поэтомуколичество символов, необходимых для ихобозначения, невелико. Фонетическое письмоупростилось до набора из нескольких десятковбукв современного алфавита. Ко 2 в. до н.э.сложился классический латинский алфавит,насчитывающий 23 буквы. Классическая латиницалегла в основу письменности романо-германскихнародов, а также балтийских и некоторыхславянских (поляки, чехи, словаки, словенцы,хорваты).Классический греческий алфавит,включающий 24 буквы, с небольшимиизменениями сохранился до настоящего времени.Он был заимствован Византией, а в дальнейшемстал основой славянской письменности благодаряподвижнической просветительской деятельностибратьев Кирилла и Мефодия, создавших в 9в.славянскую азбуку и переведших на славянскийязык первые богослужебные книги.Возникновение письменности, особенно в еефонетическом варианте, сыграло колоссальнуюроль. Письменный язык в отличие от устного24фиксировался на материальном носителе –пергаменте, бумаге и т.д. Его коммуникативныевозможности исключительны: с помощьюписьменности люди получили возможностьнакапливать, хранить и передавать знания нетолько от человека к человеку, но и от поколенияк поколению. Письмо решило проблему объема иточности передаваемой информации. Благодаряписьму стали развиваться наука и образование,быстрее стало меняться само общество.С возникновением письменности человечествупришлось решать еще одну важную проблему –проблему поверхностей, пригодных для письма.Камень, глина, дерево, медь и латунь оказывалисьтяжелыми и громоздкими; широкие листья, вродепальмовых, легко повреждались. Кроме того, всеперечисленные материалы (как позже береста наРуси) обладали одним существенным недостатком– делали практически невозможным внесениеизменений или исправлений в текст.Значительный прорыв совершили египтяне,изобретшие папирусную бумагу для письма. Изпапируса, произраставшего на отмелях Нила,египтяне нарезали длинные узкие полосы, которыеони переплетали, сушили на солнце ивыравнивали куском раковины или камнем. Врезультате получалась ровная и прочнаяповерхность для письма. Технология производствабумаги, придуманная древними египтянами, имеетмного общего с современным бумажнымпроизводством. Книгопечатание. Третья коммуникативнаяреволюция связана с изобретением печатногостанка. Книгопечатание обусловило переход отустной (преимущественно) культуры к книжной изначительно увеличило размах коммуникаций.Книга, отпечатанная типографским способом,стала достоянием широкого круга читателей.Историки культуры отмечают, что китайцы еще вконце 9 в. первыми стали использовать наборнуюпечать в виде вырезанных деревянных блоков.Приблизительно в 1440 г. наборная печать былаоткрыта в Германии И. Гуттенбергом (1399-1468),а печатание первой знаменитой БиблииГуттенберга было закончено в 1456 г. Новыйспособ распространился очень быстро иознаменовал начало «эры Гуттенберга». Россиявступила в «эру Гуттенберга» через сто лет, приИване Грозном, когда в 1564 г. В Москве И.Федоровым и П. Мстиславцем была напечатанапервая книга на русском языке – «Апостол».Изобретение Гуттенберга использовалосьпрактически в неизменном виде вплоть до конца18 в. В 1866 г. У. Буллоком была созданаротационная машина, печатающая одновременнона обеих сторонах бумажного полотна и потомуисключительно удобная для выпуска газет. Спустядва десятилетия в США появилась строкоотливнаямашина – линотип, а в 1897 г. – буквоотливнаянаборная машина – монотип, значительнооблегчающая корректуру и верстку.Промышленное производство книг повлекло засобой значительные социокультурныепоследствия. Во-первых, быстрый рост научной иобразовательной сферы общества и увеличениедоли грамотного населения. Во-вторых, развитиекнигопечатания сказалось на развитиибиблиотечного дела. В-третьих, оно привело к26возникновению целой отрасли производства –бумажной промышленности.Развитие полиграфии и бумажнойпромышленности обусловило появление ибыстрый рост журнально-газетной индустрии.Так, возник мощный канал массовойкоммуникации - пресса, воздействие которой намассовое сознание по праву снискало ей титул«четвертой власти». Пресса начинает успешноконкурировать с книжным производством, а внекоторых странах, например в России в 19 в.,становится центром культурного и литературно-публицистического процесса. Электронная коммуникация. Четвертаякоммуникативная революция связана свозникновением и развитием электронных средствкоммуникации, возникновение и развитиекоторых решало ряд проблем, связанных спередачей и получением сообщений, благодаряколоссально возросшим скорости и объемупередаваемой на большие расстоянияинформации.Начало было положено созданием техники телеграфии. Еще в 1267 г. Р. Бэкон высказалмысль о том, что для связи на дальние расстоянияможно использовать «симпатическую иглу»(природный магнит). В 1746 г. английскийестествоиспытатель Уотсон передалэлектрические сигналы по проводу длиной околодвух миль. Таким образом, представление одальней связи с помощью некой невидимойсубстанции возникло уже очень давно, нореализовано оно было лишь в 19 в. В нашей стране изобретателемэлектромагнитного телеграфа считается русскийученый П.Л. Шиллинг (1786-1837). В 1832 г. онсоздал первый электромагнитный телеграфныйаппарат и продемонстрировал первуютелеграфную передачу. Однако его аппарат имелограниченный диапазон действия и необеспечивал запись принимаемых сигналов. Болеесовершенную модель телеграфа (релейныйтелеграфный аппарат) предложил С.Ф. Морзе(1701-1872) – американский портретист,переквалифицировавшийся в техника. Егоизобретение обеспечивало дистанционнуюпередачу сообщений с использованиемспециального двоичного кода – «азбуки Морзе».Изобретателем телефона был А.Г. Белл (1847-1922) – шотландец, эмигрировавший в Америку. В1876 г. Белл и его ассистент Т.А.Уотсон получилипатент США на телефонный прибор. В 1878г.первая в мире общественная телефонная линияначала функционировать в Лондоне. В Россиипервые городские телефонные станции началидействовать в 1882 г. в Петербурге, Москве,Одессе и Риге. К концу 19 в. телефонная связьраспространилась по всему миру.В то же время продолжались поиски болеебыстрых и дешевых, чем телефонная, способовпередачи сообщений на большие расстояния,который могла обеспечить только беспроводнаясвязь. В 1894 г. итальянский радиотехник ипредприниматель Г. Маркони (1874-1937) началсвои эксперименты, а в течение 1895 г. он добилсяуспеха, посылая простейшие сигналы нарасстояние более 3 км. В России работы по28созданию радиопередающего и принимающегоустройства велись физиком и электротехникомА.С. Поповым (1859-1906). Весной 1895 г. онпродемонстрировал изобретенный им первый вмире радиоприемник. К лету 1897 г. Поповуудалось достичь дальности радиосвязи 5 км, а в1901г. – около 150 км. Началась эра радиосвязи набольшие расстояния. Для первых радиосообщенийиспользовалась азбука Морзе, но уже в 1906г.появилась возможность передавать человеческийголос. Человеческая речь и музыка впервыепрозвучали по радио в Великобритании в 1907г.Еще в начале 20 в. Маркони предсказал, чтовскоре появится «видимый телефон». Активнаяработа по его созданию велась в России.Профессор Санкт-Петербургскоготехнологического института Б.Л. Розинг 22 мая1911 г. произвел первый в мире опыт передачиизображения по проводам на расстояние. Им быласоздана электронно-лучевая трубка – прообразсовременного кинескопа. В 1925 г. в Лондоне Дж.Берд осуществил беспроводную передачуизображения человека из одной комнаты вдругую. Через три года из студии БорнаБританская радиовещательная корпорация (Би-Би-Си) провела сеанс первого в мире публичноготелевизионного вещания. В 1936 г. Би-Би-Синачала регулярное телевещание на весь мир.Новое средство коммуникации по своейэффективности значительно превзошло всепредыдущие, стал складываться новый типкультуры – экранной, сочетающей звуковые ивизуальные способы передачи и восприятиясообщений.__ В 1940 г. появились первые пробные цветныетелевизионные программы – это было началоцветного телевидения. Постепенно началиформироваться межнациональный телевизионныесвязи. Так, в 1959 г. телесети 12 европейскихстран объединились в сеть Евровидения. Созданиетелекоммуникационных спутников позволилотелевещанию стать поистине всемирнымявлением.В последние 20 лет конкуренцию спутникамсоставила волоконно-оптическая связь.Волоконно-оптический кабель более надежен сточки зрения обеспечения устойчивости ибезопасности передачи. Связь по немуосуществляется быстрее, слышимость значительнолучше, а затраты на его производство во много разменьше, чем на производство медного кабеля. Вдекабре 1988 г. вступил в действие первыйтелефонный кабель с использованием волоконнойоптики, проложенный через Атлантический океан.Этот кабель позволял вести телефонные разговорыодновременно 40 тыс. абонентам, что в 3 разапревышало объем трех существующих медныхкабелей и спутниковой связи. Во второй половине1990-х гг. была установлена связь сиспользованием волоконной оптики между всемиконтинентами.Огромное значение для развития коммуникацийимело быстрое развитие компьютерной техники.Сегодня компьютеры и коммуникационныетехнологии становятся все более тесносвязанными. В результате поступающаяинформация может обрабатываться в неизмеримобольших объемах и гораздо быстрее, чем раньше.30Ключевым моментом такого схождения сталопревращение информации в цифровую, т.е. еевыражение в последовательности двоичных чисел(по аналогии с тем, как азбука Морзе используеттолько точки и тире).Таким образом, спутники, волоконная оптика исовременные компьютерные технологии создалифундамент принципиально новой системыкоммуникационных связей. Она приобрелапоистине глобальные масштабы. Новые системыкоммуникаций позволяют передавать соскоростью света любую информацию в любойформе – звуком, текстом, цифрами илиизображением – любому _______человеку, находящемусяв любой точке планеты. Контрольные вопросы 1. Как вы думаете, чем вызван рост научногоинтереса к проблемам коммуникации?2. Дайте определение понятия «коммуникация».Охарактеризуйте многообразие подходов копределению данного понятия.3. Какие научные дисциплины исследуютпроблемы коммуникации?4. Как соотносятся теория коммуникации идругие дисциплины? Попытайтесь определить местотеории коммуникации в системе социогуманитарногои естественно-научного знания.5. Охарактеризуйте основные законы теориикоммуникации.6. Как соотносятся понятия «коммуникация» и«общение»?7. Охарактеризуйте основные методы теориикоммуникации. 8. В чем состоят основные функции теориикоммуникации?9. Охарактеризуйте основные этапы в развитиитехнических средств социальной коммуникации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: