Лекция 3. Эволюция теории и практики управления

5. Теории технократического менеджмента.

6. Менеджмент в 60-80 гг. ХХ века.

7. Школа науки управления.

8. Новая управленческая парадигма.

Теории технократического менеджмента получили свое развитие в 1950 – 1960-е гг. прошлого века в США и Западной Европе. Технократические теории менеджмента, в отдельных источниках именуемые технократическими утопиями, абсолютизируют роль научно-технического фактора в развитии общества.

Сам термин "технократия" происходит от греческого слова techne – искусство, ремесло, мастерство и kratos – власть, господство.

Среди наиболее известных технократических теорий выделяют три концепции (школы): теорию элит, теорию технократии и теорию индустриального общества.

1. Теория элит, основателем которой считается Вильфредо Парето (1848–1923). В своем обосновании концепции правящей элиты Парето исходил из предположения, что каждое общество можно разделить на две страты, или два слоя,– высшую страту, в которой обычно находятся правящие, и низшую страту, где находятся управляемые. При этом он выделяет в высшем слое (элите) две подгруппы – правящую и неправящую элиты, а в низшей страте такое разделение считает неоправданным. Таким образом, Парето обосновывает фундаментальное различие между элитой и массой.

Элита в широком смысле весьма сходна по значению с аристократией (власть лучших) или, в более современной формулировке, с меритократией (власть достойных). Такое понимание исходит из того, что узкий слой лучших из лучших всегда обнаруживает себя в каждой обособленной общественной деятельности или в иерархии профессионального престижа.

В делах управления, по мнению Парето, к правящей элите должны быть отнесены все те, кто прямо или косвенно заметно влияет на правительственную политику. Остальные образуют неправящую элиту.

Таким образом, лежащее в основе данной концепции деление общества на всемогущую элиту и подчиненную ей толпу трансформируется в менеджменте в выделение квалифицированных руководителей и неквалифицированных масс.

2. Теория технократии. Ее основателем является американский социолог, экономист Торстейн Веблен. Исследователи данного направления занимались вопросами прогнозирования развития общественного производства. В ее основу положена концепция, согласно которой грядущая эпоха будет эпохой господства (государства) инженерной и технической интеллигенции. Менеджмент будущего в итоге станет менеджментом технократии или представителей науки и техники.

В чем специфика предложенной Т. Вебленом концепции?

Период монополистического капитализма (или если оперировать его терминологией "денежного хозяйства") он рассматривал как кульминацию противоречий между между "бизнесом" и "индустрией".

Под индустрией Веблен понимал сферу материального производства, основанную на машинной технике, под бизнесом – сферу обращения (сферу биржевых спекуляций, торговли, кредита).

Индустрия, согласно взглядам Веблена, представлена функционирующими предпринимателями, менеджерами и другим инженерно-техническим персоналом, а также рабочими. Все они заинтересованы в развитии и совершенствовании производства, а потому являются носителями прогресса.

Представители бизнеса, в свою очередь, ориентированы исключительно на прибыль и производство как таковое их не волнует.

Таким образом, в теории Веблена капитализм или "денежное хозяйство" проходит две ступени развития:

- стадию господства предпринимателя, в течение которой власть и собственность принадлежат предпринимателю;

- стадию господства финансиста, который не принимает непосредственного участия в производстве.

Господство финансистов основано на абсентеисткой собственности, представленной акциями, облигациями и другими ценными бумагами (фиктивным капиталом), которые приносят огромные спекулятивные доходы.

Вообще абсентеизм (от лат. absens (absentis) – отсутствующий, англ. Absenteeism) – в традиционном смысле означает уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Это политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо политического участия (электоральное поведение, партийная деятельность, участие в митингах и демонстрациях и т.д.).

Итогом такого поведения со стороны финансистов является непомерное расширение рынка ценных бумаг, и рост размеров "абсентеисткой собственности", которая является основой существования "праздного класса" (финансовой олигархии) и во много раз превосходит стоимость материальных активов корпораций.

Противоречие между "бизнесом" и "индустрией" обостряется, так как финансовая олигархия получает все большую часть своих доходов за счет операций с фиктивным капиталом, а не за счет роста производства и повышения его эффективности. Власть капиталистов на этой стадии становится неэффективной, а сами они превращаются в паразитический "праздный класс".

Веблен постоянно подчеркивал, что развитие индустрии приводит к необходимости преобразований и предсказывал установление в будущем власти технической интеллигенции - "технократии" (лиц, идущих к власти на основании глубокого знания современной техники).

В трактовке Веблена основной целью "технократии" является наилучшая работа промышленности, а не прибыль. В обществе, которым руководит технократия, производство будет функционировать для удовлетворения потребностей, будет осуществляться эффективное распределение природных ресурсов и справедливое распределение материальных благ.

3. Теория индустриального общества, самым видным представителем которой был американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт. В 1967 г. он опубликовал свою книгу под названием «Новое индустриальное общество», в которой основное внимание было сконцентрировано на двух основных моментах:

- противоречия в обществе объясняются различной степенью образованности людей;

- при разрешении проблемы эффективного управления предпочтение должно отдаваться групповому решению.

Рассмотрим названные черты индустриального общества более подробно.

1. Джон Гэлбрейт и его сторонники рассматривают современное капиталистическое производство и сложившиеся в нем отношения как высокоразвитое индустриальное общество, где отсутствует существовавший ранее социальный конфликт между богатыми и бедными, так как работающий человек зарабатывает сегодня достаточно денег, чтобы удовлетворить свои материальные нужды.

Людей и уровень их достатка, по мнению представителей данной теории, разделяет неодинаковый уровень образования. Фактор образования является базисным в экономической и политической жизни индустриального общества.

Так, например, в экономическом аспекте образованию принадлежит главная роль в возможности человека иметь хорошо оплачиваемую или престижную работу. Безработица, в свою очередь, - удел, как правило, менее образованных слоев населения.

2. Согласно Гэлбрейту, с развитием технологии происходит изменение социального статуса владельцев факторов производства (земли, капитала, труда, предпринимательского таланта): власть переходит к тому фактору производства, который наименее доступен. Длительное время таким фактором была земля, а затем – капитал.

В настоящее время произошла очередная смена власти, которая перешла, однако, не к труду (поскольку его предложение всегда превышает спрос), а к носителям специализированных знаний, необходимых для управления современным производством или так называемой "техноструктуре". Эта социальная группа, в которую входят не только руководители и главные администраторы фирмы, но и средний (белые воротнички) и низший (синие воротнички) уровни. Она отличается по своим целям и мотивации от традиционной фигуры капиталиста-предпринимателя. В чем это проявляется?

Техноструктура, по Гэлбрейту, не нуждается в максимизации прибыли и не стремится к этой цели, т.к. прибыль принадлежит не управляющим, а акционерам. Единственное, что в данной связи заботит техноструктуру, – обеспечение такого уровня доходов владельцам акций, при котором последние не испытывали бы желания вмешиваться в дела корпорации. Господство техноструктуры в мире крупных корпораций приводит в итоге к ее доминирующему положению в политике: современное государство сегодня становится выразителем и проводником интересов техноструктуры.

В этой связи, основные работы сторонников школы индустриального общества – это, по существу, исследование вопросов эффективности управленческой деятельности техноструктуры. При этом в качестве главного условия такой эффективности теория индустриального общества выдвигает образованность его членов. Правильность подобных выводов подтверждает современный опыт управления организацией, сложившийся к этому времени в развитых странах.

В 1965 г. американский социолог и политолог Дэниел Белл выдвинул понятие "постиндустриального общества".

Концепция Д. Белла различает три основные исторические состояния (или три стадии развития) человеческого общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.

Доиндустриальная стадия в общественно-историческом процессе характеризуется весьма низким уровнем развития индустрии, а, стало быть, и малым объемом ВНП.

Постиндустриальная стадия развития общества характеризуется сокращением продолжительности рабочего дня, снижением рождаемости и фактическим прекращением роста народонаселения, существенным повышением качества жизни, интенсивным развитием «индустрии знания» и широким внедрением наукоемких производств.

Ее главной особенностью в политической сфере, по мнению Д. Белла, являются отделение управления от собственности, плюралистическая демократия и «меритократия» (от лат. "meritus" – "достойный" и греч. "kratos" – "власть" – власть лучших специалистов в своих областях)

При этом Д. Белл выделил 11 черт постиндустриального общества:

- центральная роль теоретического знания;

- создание новой интеллектуальной технологии;

- рост класса носителей знания;

- переход от производства товаров к производству услуг;

- изменения в характере труда (если раньше труд выступал как взаимодействие человека с природой, то в постиндустриальном обществе он становится взаимодействием между людьми);

- роль женщин (женщины впервые получают надежную основу для экономической независимости);

- наука достигает своего зрелого состояния;

- ситусы как политические единицы (раньше были классы и страты, т.е. горизонтальные единицы общества, однако для постиндустриальных секторов более важными узлами политических связей могут оказаться "ситусы" (от лат. слова "situ" – «положение», «позиция») или вертикально расположенные социальные единицы);

- меритократия;

- конец ограниченности благ;

- экономическая теория информации.

По мнению французского философа и социолога Алена Турена постиндустриальное общество, действуя более глобально на управленческом уровне, использует для этого две главные формы.

Во-первых, это нововведения, т.е. способность производить новую продукцию как результат инвестиций в науку и технику.

Во-вторых, самоуправление становится проявлением способности использовать сложные системы информации и коммуникаций.

Лежащие в основе постиндустриального общества сдвиги в человеческой деятельности заключаются в переходе к новому типу общества, более активному и мобильному, более самоорганизующемуся, способному создавать все новые модели управления и осуществлять культурные нововведения.

Следующий этап (70–90-е) эволюции технократических теорий связан с развитием теории информационного общества, что обусловлено повышением роли информационных технологий, формированием единой информационной инфраструктуры и усилением влияния техники и ее мира. На сегодняшний день традиционные механизмы принятия политических решений по идеологическим мотивам рассматриваются как причина некомпетентности и безответственности. В такой ситуации значение технических специалистов, способных повлиять на принятие адекватных решений в качестве экспертно-консультационной структуры власти, становится неоспоримым.

Таким образом, теории технократического управления внесли новые элементы в управленческую мысль своей направленностью на повышение качественного (образовательного) уровня общества и менеджмента.

Для рассматриваемого периода характерно одновременное развитие нескольких подходов к управлению, внутри которых возникли свои школы и теории. Западные теоретики выделяют четыре таких подхода:

- системный;

- ситуационный;

- процессуальный;

- количественный.

На первых трех мы уже останавливались ранее, потому подробно мы их рассматривать не будем.

Необходимо отметить, что данные подходы не являются противоположными. Они в определенной степени самостоятельны либо связаны один с другим как дополняющие или развивающие отдельные идеи какого-нибудь направления.

Так, например, применение системного подхода к управлению позволило руководителям увидеть всю организацию в единстве и взаимосвязи составляющих ее частей. На этой основе были разработаны специальные, новые принципы управления, которые положили начало новому способу мышления по отношению к организации и управлению.

В 60-е гг. в набор качеств эффективного менеджмента к «системному мышлению» добавляется способность «ситуационного мышления». Эффективный менеджмент, по мнению представителей ситуационного подхода, должен обладать такими чертами, как мобильность и приспособляемость к той среде (ситуации), в которой работает данное, конкретное предприятие. Главный тезис сторонников ситуационного подхода к менеджменту: не существует унифицированного эффективного управления во всех ситуациях.

Процессный, или функциональный подход интенсивно разрабатывался в 50-70-е гг. Особенностью данного подхода является повышенное внимание управленцев к самоуправлению через систему действий, получивших название управленческих функций (планирование, организация, руководство, координация, контроль, мотивация, принятие решений и др.).

В 60-80-е гг. в западном менеджменте широкое распространение получили количественные и статистические методы анализа, а также моделирование. Всеобщая компьютеризация позволила освободить управленческий труд от множества рутинных, технических операций.

Количественный подход нашел отражение в нескольких управленческих концепциях этого периода. Наиболее известные из них – концепция операционного менеджмента, концепция теории решений, математический, или научный, менеджмент.

Сторонники операционного менеджмента считали, что недостаточно знать только науку управления производством. Менеджер должен обладать более широкими знаниями, поскольку менеджмент основывается на ведущих положениях и теориях таких наук, как социология, психология, математика, экономика, теория систем, индустриальное производство; и пр.

Сторонники концепции теории решений главным в деятельности менеджера считают фактор принятия решений Опираясь на научные дисциплины математического цикла и на психологию, они разработали большое число подходов к выявлению управленческих проблем и их правильному и своевременному решению.

Представители математической школы управления считали, что менеджмент должен носить более научный характер. В качестве средств повышения научного уровня управления они предложили использование математических моделей, концепций и символов в практике руководства предприятием.

В 80-е годы было открыто значение организационной культуры как сильного инструмента управления. Зародившись в Японии, эта идея со временем доказала свою жизнеспособность в США и странах Западной Европы. Главный потенциал для прогрессивных изменений сторонники данной идеи видят в самом человеке, в его сознании и культуре. Ими, в частности, было доказано, что культурные стер­еотипы поведения человека в организации оказывают прямое воздействие на конечные результаты производственной деятельности.

Школа науки управления берет свое начало в 50-е годы прошлого века как результат использования достижений прикладной математики и инженерных наук в развитии управленческой мысли.

При этом следует обратить внимание на различие переводов двух понятий scientific management (научное управление), которое в американской литературе прямо связано со школой Тейлора и его последователями, и management science (наука управления), которая связана с применением количественных методов в управлении.

Ключевой характеристикой данной школы является замена словес­ных рассуждений и описательного анализа моделями, сим­волами и количественными значениями, которые позволяют объективно сравнить и описать различные факторы, переменные и отношения между ними.

Развитию положений данной школы способствовало появление кибернетики и исследование операций, которое первоначально было направлено на разработку методов количественного анализа конкретной задачи.

Количественные методы под общим названием «исследование операций» впервые были разработаны для решения прикладных задач во время второй мировой войны, которые могли заключаться, в частности, в эффективном использовании средств противовоздушной обороны, организации военных действий подводных лодок при сопровождении конвоев, минировании японских морских портов и др.

Исследование операций, таким образом, сводилось к использованию научных методов для решения проблем управления. В основу таких методов были положены модели ситуаций, применение которых позволило упростить сложные проблемы для их более глубокого изучения и понимания.

Со временем исследование операций выделилось в самостоятельную отрасль науки, которая начала развиваться в двух главных направлениях: построение математических моделей явлений, наиболее характерных для менеджмента (например, моделей управления запасами, распределения ресурсов, массового обслуживание, замены устаревшего оборудования, выбора стратегий поведения в условиях неопределенности и др.) и изучение систем.

В 60-е годы в новой школе возникла самостоятельная научная дисциплина – теория управленческих решений, которая в настоящее время занимается:

- методами математического моделирования процессов разработки решений в коллективах;

- разработкой алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистики, теории игр;

- разработкой коли­чественных прикладных и абстрактных математических моделей эко­номических явлений (моделей воспроизводства в масштабе общест­ва и отдельных фирм, моделей баланса затрат и выпуска продукции, моделей прогнозирования научно-технического и экономического развития) и др.

Таким образом, ключевой характеристикой школы науки управления является использование математических моделей для количественной оценки и анализа исследуемых процессов и проблем. При этом существенное влияние на развитие количественных методов в управлении оказало развитие компьютерной техники, что позволило разрабатывать и использовать в практических исследованиях математические модели, приближающиеся по своей сложности к реальным процессам.

Основными направлениями школы науки управления являются:

- сетевое планирование и прогнозирование;

- оптимизация и распределение ресурсов организации;

- управление и оптимизация запасов ресурсов;

- использование «теории игр» при принятии решений в условиях неопределенности и рисков;

- использование теории «массового обслуживания» для вычисления вероятностей очередей и их минимизации;

- статистические методы анализа (однофакторный, двухфакторный, корреляционный анализ) и др.

Применение коли­чественных методов позволяет существенно повысить эф­фективность управленческих решений.

В разработке ряда количественных методов в управлении приоритет принад­лежит российским ученым. Так, академик Л.В. Канторович первый в мире (1939 г.) разработал общие принципы линейного программирования. Академик В.С. Немчинов внес существенный вклад в разработку статистических методов управления.

Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент (ее нередко называют новой управленческой парадигмой[1]) являются следующие принципиальные положения.

1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, т.е. воздействия управления на внутренние факторы производства. Это значит, что успех организации определяется не только рациональной организацией производства, снижением издержек и развитием специализации. Сегодня на первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности (приспособления) к постоянным изменениям внешней среды.

2. Использование в управлении теории систем, которая рассматривает организацию в единстве ее составных частей, неразрывно связанных с внешним миром.

3. Использование ситуационного подхода к управлению.

4. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Речь идет о необходимости таких факторов, как организационная культура[2], различные формы демократизации управления, участие работающих в прибылях, собственности, управлении, стиль руководства и лидерство.

Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на знания и максимальное использование интеллекта, а не мускульной силы. В связи с этим отношения между организацией и работающими в ней людьми можно охарактеризовать следующим образом:

- лучшие и самые одаренные люди тянутся к той организации, которая обеспечивает персональный рост;

- менеджер – это не просто управляющий, а человек, выполняющий роль судьи, учителя, наставника;

- люди хотят иметь долю в капитале своей компании, и лучшие компании обеспечивают им такую возможность;

- наем работников лучше заменять заключением контрактов с персоналом;

- автократическое управление должно уступить место более демократическим подходам к управлению.

Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестают «работать» в условиях предпринимательских структур (Таблица 1).

Таблица 1. Принципы управления (90-е годы ХХ столетия)

1. Лояльность к работающим
2. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента
3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали
4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих
5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах
6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде
7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой
8. Непосредственное участие в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы
9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п.
10. Этика бизнеса как золотое правило менеджмента
11. Честность и доверие к людям
12. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.
13. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.
14. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления. Внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках рассматриваются как реальность современной экономической жизни. В современных структурах управления предпочтение отдается децентрализации.

К настоящему времени сформировалась следующая система взглядов на управление экономикой.

1. Гибкое сочетание методов рыночного и государственного регулирования социально-экономических процессов.

Известно, что рынок не способен решить многих проблем, связанных с нуждами всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований.

Целесообразность государственного регулирования рынка стала очевидной после разрушительного мирового кризиса конца 20-х годов. Это касается прежде всего таких областей, как социально-экономическая, валютно-финансовая и научно-техническая.

Роль государства состоит в том, чтобы устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя для этого законодательство, государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок.

На государство возлагается и задача заполнения внерыночных зон хозяйствования, к которым относятся: экологическая безопасность, социально-экономические права человека (в том числе и защита потребителей) перераспределение доходов, научно-технический прогресс, развитие эффективных международных экономических отношений.

Таким образом, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций.

2. Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем.

Это означает поворот к рынку и потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать не только вопросы внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. При этом, основными задачами, составляющими их компетенцию, являются: маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций.

Социальная роль организации может рассматриваться в двух аспектах: 1) с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т.е. удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах; 2) с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов.

3. Самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования. Полицентрическая система базируется на функционировании в народном хозяйстве структур, способных к самоуправлению и саморазвитию. В условиях нашей республики центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в со временем должна расти.

4. Сочетание рыночных и административных методов управления.

Управление предприятиями должно базироваться на комбинации методов, носящих рыночный и административный характер. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны.

На базе сложившихся научных школ менеджмента сегодня получа­ют развитие новые концепции управления, отражающие тен­денции гуманизации и либерализации в процессе жизнедеятель­ности социальных систем.

Сущность новых подходов отражает концепция «management one Hierarie» (менеджмент без иерархии), которая ставит следующие цели:

- отказ от легитимизации права одностороннего распорядительства над ресурсами и информацией;

- деперсонализация властных полномочий и отмена дуального принципа «санкция» и «вознаграждение»;

- учреждение автономных групп с высоким потенциалом са­морегулирования;

- утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экономический результат;

- учет экономических требований в принятии предпринимальских решений.

В производственной сфере получили развитие концепции:

- Just-in Time Production (JIT), представляющая собой философию менеджмента, нацеленную на устранение потерь в производстве и в смежных с ним сферах деятельности. Изготовлено подлежит только то количество, которое необходимо к заданному сроку;

- Total Quality Control (ТQС), под которой понимается концепция гарантированного качества, предполагающая охват работников всех производственных звеньев для обеспечения наилучшего удовлетворения запросов потребителей;

- Total Productive Maintenance (ТРM) можно перевести как "обслуживание оборудования, позволяющее обеспечить его наивысшую эффективность на протяжении всего жизненного цикла с участием всего персонала".

Данная концепция ориентиру­ет на комплексное повышение эффективности производствен­ной системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников организации;

Целью TPM является создание предприятия, которое постоянно стремится к предельному и комплексному повышению эффективности производственной системы.

Средством достижения цели служит создание механизма, который ориентирован на предотвращение всех видов потерь ("ноль несчастных случаев", "ноль поломок", "ноль брака") на протяжении всего жизненного цикла производственной системы.

Для достижения цели привлекаются все подразделения: конструкторские, коммерческие, управленческие, но, прежде всего, - производственные.

Главное препятствие для эффективного использования оборудования, согласно концепции TPM, составляют поломки двух видов: поломки, вызывающие остановку оборудования, и поломки, приводящие к отклонению от нормального хода работы, как следствие, влекущие за собой брак или другие потери.

Поломка - это "надводная часть айсберга", которая вырастает из совокупности скрытых дефектов: пыль, грязь, налипание частиц материала, износ, ослабление, люфт, коррозия, деформация, трещины, вибрация и т.д. Скрытые дефекты накапливаются, взаимно усиливая друг друга, в результате чего и происходит поломка. В рамках TPM разработана система выявления скрытых дефектов и приведения оборудования в нормальное состояние.

- для преодоления недостатков традиционных форм орга­низации предприятия, препятствующих инновациям и необходи­мой для обеспечения конкурентоспособности гибкости, в по­следние годы разработана концепция «стройного» предприятия (Lean Management/Lean production).

Впервые данная концепция была разработана компанией Toyota в качестве производственной философии, нацеленной на непрерывное устранение всех видов потерь, повышение гибкости (способности компании оперативно реагировать на изменение спроса), предотвращение отклонений от стандартов.

Стройное производство основывается на трех элементах: специфических инструментах и методиках, системе управления эффективностью и культуре постоянного совершенствования. Ядро «стройного» предприятия обра­зуют «центры прибыли», ориентированные на продукт и ответ­ственные за экономический успех своего продукта;

- бенчмаркетинг. Концепция направлена на непрерывное совершенствование деятельности предприятия и повышение его конкурентоспособности путем ориентации на высшие до­стижения во всех функциональных сферах. Она основывает­ся на систематическом анализе и оценке деятельности пред­приятия в сравнении: с достижениями главных конкурентов на рынках; с объективными тенденциями развития науки, техники, технологии и других областей; с высшими достижени­ями международной практики в соответствующей области;

- реинжиниринг бизнеса. Концепция состоит в пересмот­ре традиционных основ построения организаций и их орга­низационной культуры, радикальном перепроектировании их бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнеса означает начать за­ново, начать с нуля.


[1] Парадигма определяется как система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов ряда крупных ученых и определяющих стержень мышления основной массы исследователей и практиков (в данном случае управленцев и экономистов).

[2] Организационная культура определяется как наличие у всех работающих общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в достижении общих конечных результатов организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: