й этап (18-21-й дни) - этап подготовки к расставанию

В этот период важно:

- анализировать личностные и групповые эмоциональные состояния;

- подвести итоги смены, не забыв отметить за что-либо каждого ребенка;

- удерживать дисциплину;

- помочь закрепить детям приобретенный ими успешный новый опыт;

- помочь отрефлексировать новые достижения детей;

- внутриотрядными делами поддержать эмоциональный подъем детей.

Конфликты в отношениях «вожатый - администрация» чаще всего возникают из-за нарушений норм жизнедеятельности ДОЛ (как вожатыми, так и детьми), невыполнения должностных обязанностей, требований администрации и т. п.

Конфликты и проблемы в отношениях «вожатый - родитель» чаще всего связаны с претензиями к детям со стороны вожатых (например, они не выполняют элементарные требования и нормы, проявляют агрессию и т. д.), с претензиями родителей к вожатым из-за поведения детей (недостаточное внимание уделяется индивидуальным запросам ребенка, плохо организована жизнедеятельность детей и т. п.).

Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:


- правильно выстраивать общение с родителями (умение выслушать, не проявлять агрессию, не предъявлять сразу весь комплекс претензий, не обвинять родителей в плохом воспитании ребенка и т. д.);

- четко сформулировать собственные требования к деятельности и поведению ребенка, без обвинения его на личностном уровне;

- правильно объяснить родителям, дать им понять суть сформулированных педагогических требований;

- привлекать в случае необходимости «независимого третьего» из администрации, но не развивая при этом конфликт вширь, а совместными усилиями осуществляя поиск наиболее продуктивного решения.


И просто учесть, что все родители:

Конфликты в отношениях «вожатый - вожатый» обычно возникают из-за следующих типичных проблем: конкуренция лидеров в вожатском отряде; разница темпераментов, которая может восприниматься как лень или нерешительность; лень одного из вожатых в отряде (нежелание работать); недостаточное освоение вожатым элементарных основ своей профессиональной деятельности; конкуренция за любовь детей или потребность одного из напарников быть «хорошим» для детей и вследствие этого его нетребовательность по отношению к детям, когда требования вынужден предъявлять только один из вожатых; ревность к успешности напарника; разные представления о сущности вожатской работы и т. п.

Конфликты в этой сфере отношений происходят чаще всего по следующим причинам:


а) нарушение дисциплины;

б) невыполнение ребенком поручений;

в) неумение детей жить в коллективе;

г) разница темпераментов и т. д.


Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:


- не следует каждое происшествие возводить в статус конфликта. Каждая проблемная ситуация приносит какую-то пользу, должна чему-то научить и вожатого, и ребенка. Важно учиться видеть потенциал каждого растущего человека;

- укрепление положительного эмоционально-психологического климата в отряде. Проведение «междусобойчиков», появление традиций отряда цементируют коллектив и снижают количество конфликтов.


Принимая то или иное педагогическое решение по выходу из возникшего конфликта, администратору необходимо помнить, что мы, взрослые, уже повзрослели, а ребенок - развивающаяся личность, и этой личности нельзя нанести вред.

Как и любой другой, конфликт в отношениях «обслуживающий персонал - ребенок» необходимо решать с учетом требований общечеловеческой и профессиональной этики, но с максимальной педагогической пользой для ребенка. Взрослым следует всегда помнить, что эффективно управлять конфликтом - это значит «пошагово» искать благоприятные способы его разрешения.

Большинство конфликтов в данной системе может быть обусловлено следующими причинами:

- особенностями (возрастной психологический кризис, гормональный взрыв и т. п.),

- неадекватной самооценкой (вследствие этого, например, неоправданные амбиции),

- конкуренцией, борьбой лидеров и т. д.

Возможные варианты педагогических действий по предупреждению и разрешению конфликтов в данной системе отношений:

Периодизация смены в детском оздоровительном лагере включает в себя следующие основные периоды:

1. Организационный. Обычно длится 3-4 дня, в течение которых закладываются установки и образ жизнедеятельности на всю смену. Это, проще говоря, время привыкания к новым условиям и ролям.

2. Основной. Характеризуется наличием следующих явлений:

- делового сотрудничества, при котором необходимо помочь ребенку реализовать себя в общественных отношениях, внести новизну в деятельность, положительно оценить каждого;

- скрытых внутренних конфликтов, при которых важно не допустить возникновения равнодушия к деятельности у детей, особенно у тех, кто еще не пережили успех; важно также обозначить ту ближайшую коллективную цель, ту деятельность, которая была бы актуальна, значима, интересна всем;

- морально-волевого напряжения, при котором важно укрепить коммуникативно-целевое единство в отряде, организационно поддержать и страховать детей в процессе каждодневной жизнедеятельности;

- творческого союза единомышленников, при котором важно поддержать творческих лидеров и одновременно обеспечить единство отряда;

- межколлективных связей, обеспечивающих содержательно-емкое взаимодействие отряда с другими коллективами в лагере, сопровождаемое закреплением отрядного успеха.

3. Итоговый. Обычно включает в себя подведение итогов на всех уровнях. Важно укрепить единство отряда, поддержать эмоционально-положительный настрой во взаимоотношениях, не забыть отметить и публично поблагодарить каждого ребенка за достижения и индивидуальный вклад в общую жизнедеятельность.

В многочисленных психолого-педагогических исследованиях многократно доказано, что, несмотря на психологически благополучный педагогический коллектив ДОЛ, интересно организуемую жизнедеятельность детей, у них во время проживания там всё же наступают определенные кризисные периоды, обусловленные спецификой самого пребывания в ВДК.

Кризисные периоды пребывания в ВДК Поведение вожатых
Первый кризисный период можно обозначить как «пик трудности». Он обычно приходится на 3 – 4-й дни и выражается в конфликтности детей. Постарайтесь не обострять ситуацию, будьте внимательней к детям, мягче в общении с ними.
Второй кризисный период — «пик привыкания» — выпадает, как правило, на середину смены и характеризуется снижением интереса у детей к жизнедеятельности в ДОЛ, развитием равнодушия к занятиям и поручениям и т. п. Запланируйте на этот период больше интересных дел, сюрпризов и неожиданных занятий (встреча рассвета, утренняя рыбалка, день сюрпризов и розыгрышей и т.д.)
Третий период — «пик усталости» — наступает перед концом смены. Дети уже стали уставать от жизни в большом коллективе, у них возрастает раздражительность и конфликтность. Запланируйте больше игр, спортивных соревнований, если возможно — плавания.

Наиболее эффективные способы разрешения конфликтов и снижения эмоционально-психологической напряженности в кризисные периоды пребывания детей в оздоровительном лагере сегодня описывают многие ученые и педагоги-практики. Всю возможную совокупность такого рода способов можно свести к трем основным группам:

1. Аудиовизуальный способ. Общеизвестно, что определенные звуки голоса, тон и визуальный контакт снижают напряжение. Если голос начинает звучать тише - это дает сигнал к спокойствию. Кроме того, существенную роль играет разница в тоне и скорости речи. Если голос понижается, коммуникация становится менее категоричной, что невольно заставляет успокоиться.

2. Кинестетический способ (движения, положение тела). Желательно, чтобы в периоды возникновения напряженности движения вожатых были предсказуемыми и точно рассчитанными, а не нервными и резкими. В ситуации конфликта фактически у любого человека возникает естественная потребность быстрее передвигаться, осуществлять резкие движения, но именно тогда вожатому или любому психологически подготовленному педагогическому работнику оздоровительного лагеря необходимо сознательно, с волевым усилием замедлить движения, свести жестикуляцию к минимуму, то есть продемонстрировать максимально спокойное поведение.

3. Вербальный способ. Вступая в речевой контакт с наиболее раздраженными детьми, необходимо сказать им что-то нейтральное или эмоционально положительное (может быть, упомянуть о том, чем они недавно успешно занимались), а затем ненавязчиво, косвенно, исподволь подсказать им наиболее адекватный способ конструктивного поведения, а значит, и следующий шаг коммуникативных действий.

Наиболее педагогически продуктивным подходом к созданию системы профилактики конфликтов в детском оздоровительном лагере или на определенных этапах развития лагерной смены является формулировка в организационный период смены предельно четких норм жизнедеятельности в отряде, которые касаются не только соблюдения режимных моментов, но и взаимоотношений в отряде. Обозначенные правила и нормы должны не забываться и выполняться. Всё это зависит от последовательности выдвижения педагогических требований вожатых, от того насколько они не «забывчивы», последовательны, принципиальны в своих требованиях к детям, насколько они сами нацелены на то, чтобы пунктуально выполнять установленные нормы.

К таким общепризнанным нормам и правилам, выведенным из педагогической практики, можно сегодня отнести:

- недопустимость физической и вербальной агрессии (вожатый должен быть гарантом не только физической, но и эмоциональной безопасности детей);

- нравственный запрет на осмеяние любых предложений товарищей;

- необходимость соблюдения строгой конфиденциальности (информацию о конкретных детях не нужно «выплескивать» за пределы конкретного отряда, делать ее источником досужего обсуждения - она должна оставаться внутренним достоянием «отрядной семьи»).

Кроме обозначенных, общепризнанных сегодня правил, вожатые могут предложить отряду совместно выработать собственные нормы и правила, регулирующие контекст их общей жизнедеятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: