Вопрос 1. Сущность культуры и ее роль в жизни общества

Тема: Культура и общество.

1. Сущность культуры и ее роль в жизни общества.

2. Этноцентризм и культурный релятивизм.

3. Основные элементы культуры. Роль языка среди других элементов культуры. Значение идеологии как части культуры.

4. Культурный конфликт.

Литература

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методология и методика социологического исследования. – М.: Академ. Проект, 2009.

2. Добреньков В.И., Кравченко Социология: в 3 т. М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Кравченко Альберт Иванович история социологии. М.: Проспект. 2008.

4. Кравченко А.И. Общество: статика и динамика: учеб.пособие. – М.: Академ. Проект, 2006.

5. Кравченко А.И. Социология: учебник для бакалавров. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 525 с.- Серия: баклавр. Углубленный курс.

Вопрос 1. Сущность культуры и ее роль в жизни общества.

Понятие «культура» происходит от латинского слова «colere», что означает культивировать, обрабатывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный способ возделывания зерновых, откуда возник термин agriculture, т.е. искусство обрабатывать землю. В ХVIII и XIX вв. его стали употреблять по отношению к людям, отличающимся изяществом манер и начитанностью, их считали «культурными». Этот термин применяли по отношению к аристократам, чтобы отделить их от простого народа. Немецкое слова «kultur» также означало высокий уровень цивилизации.

Современное научное определение культуры устранило аристократический оттенок этого понятия. Оно означает убеждения, ценности и выразительные средства (искусство, литература), которые являются общими для какой-либо группы и служат упорядочению опыта и регулированию поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры происходит с помощью обучения. Поведение людей в отличие от животных лишь отчасти обусловлено инстинктами. Людям свойственны рефлексы – автоматические ответы на стимулы (мы моргаем и отворачиваемся, если к нашим глазам устремляется какой-то предмет) - и побуждения – внутренние биологические потребности, например, голод и жажда. Для их удовлетворения люди должны совершить более сложные действия, чем животные: пойти в магазин, купить необходимые продукты, приготовить определенное блюдо, сервировать стол и только тогда принять пищу.

Если человеческое поведение лишь отчасти генетически запрограммировано, тогда культура – это то, что формирует поведение человека. И хотя поведение людей весьма пластично, целые группы могут научиться вести себя однотипно. Поведение, особенности которого усвоены всей группой, передающееся от поколения к поколению, называется культурой.

Культура усваивается с помощью социализации личности и регулирует поведение людей. Американский ученый К. Гиртц считает, без культуры люди были бы полностью дезориентированы. Поведение людей стало бы неуправляемым, оно сводилось бы к бессмысленным поступкам, у человека не смог бы сформироваться опыт. О том, насколько важна культура для существования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией – детей джунглей или так называемых Маугли. Они не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. Шведский ученый К.Линней назвал их Homo ferus – гномами. Отсюда понятие феральные люди, т.е. люди, не прошедшие социализацию.

Таким образом, важность и необходимость культуры для существования человеческого общества неоспорима. Но не следует преувеличивать ее возможностей.

1) человеческие возможности небеспредельны;

2) существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг;

3) факторы окружающей среды ограничивают поведение человека, т.е., человек занимается тем, что позволяет окружающая среда – занимается орошаемым земледелием в жарком климате, рыбной ловлей на берегу моря и т.д.

4) поддержание устойчивого общественного порядка требует осуждения таких поступков, как убийство, воровство, насилие и т.д.

Культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей, наиболее соответствующих условиям их существования (сравним образ жизни людей традиционного и современного обществ). Поэтому культуры прошлого и настоящего сильно различаются, как, впрочем, и культуры разных народов в одно и то же время.

Несмотря на различия между культурами, все народы имеют общие черты, объединяющие их культуры. Они называются культурными универсалиями. Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий. К ним относятся совместный труд, спорт, украшения тела, обычай дарить подарки, гостеприимство, похоронные ритуалы, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды и др. Однако для разных культур характерны разные виды спорта, украшений, языки, но главное - они в той или иной форме есть во всех культурах.

Культурные универсалии существуют потому, что их формируют базисные потребности, зависящие от биологических факторов: люди рождаются и умирают, младенцы беспомощны у всех народов, существует потребность в пище, тепле, сексе, повсюду существуют возрастные различия между людьми. Эта мысль совпадает с позицией К. Клакхона о сущности культуры как механизма удовлетворения базовых потребностей.

Дж. Кларк (1970) считает, что люди совершают определенные поступки не только с целью удовлетворения основных потребностей. Человек может устроить званый обед, чтобы похвалиться новой обстановкой своего дома, заслужить благосклонность начальника или по другим, более серьезным причинам. На удовлетворение так называемых базисных потребностей – биологических, психических или социальных - влияют культурные ценности и нормы, ничего общего не имеющие этими потребностями. Следовательно, считает Кларк, базовые потребности не могут обусловливать специфические аспекты культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: