Трансформация представлений о человеке в истории философии

Лекция. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

План

Трансформация представлений о человеке в истории философии.

Природа человека и уникальность его бытия.

Смысл его существования.

Трансформация представлений о человеке в истории философии.

Проблема человека является одной из ключевых в философии. Вопрос о природе человека является предметом изучения специального раздела философии – философской антропологии. Уникальность антропологической проблематики в том, что она фокусирует все другие: онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, праксиологическую.

Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии на Древнем Востоке, когда людям еще присущи мифологическая и религиозные формы самосознания. Но, кристаллизация философского понимания человека происходит на базе заложенных в них представлений, идей, образов. Именно таким образом возникают первые представления о человеке в Древних Индии и Китае. Общими представлениями о человеке в рамках древневосточной философии являются:

ü ориентация личности на крайне почтительное и гуманное отношение как к социальному, так и природному миру;

ü ориентация на совершенствование внутреннего мира;

ü трансцендентализм – человек, его мир и судьба непременно связываются с трансцендентным (запредельным) миром.

Древнеиндийская философия человека представлена в Упаншадах, где раскрывается проблемы нравственности человека, пути и способы освобождения его от мира объектов и страстей: человек тем совершеннее, чем больше ему удается достижение такого освобождения. Упанишады полны вопросов: «Откуда мы произошли?», «Где мы живем?», «Куда мы движемся?» и т.д. Представление о человеке строится на концепции круговорота жизни – сансаре, с которой очень тесно связан закон воздаяния – карма. Человеческая жизнь мыслится как бесконечная цепь перерождений, а сам человек – как часть мировой души – Атмана. В учении о переселении душ граница между живыми существами и богами оказывается подвижной, проходимой, но только человеку присуще стремление к свободе, избавлению от страстей и пут эмпирического бытия с его законам сансары-кармы.

Философия Древнего Китая создала собственное самобытное учение о человеке. Конфунций, развивая концепцию Неба как не только как части природы, но и как высшей духовной силы, определяющей развитие мира и человека, считал, что человек и его земное существование являются центром философствований. Конфуций обращает внимание прежде всего на нравственное поведение человека: человек должен поступать в соответствии с моральным законом Дао и совершенствовать эти качества в процессе обучения. Согласно Лао-цзы и его учению о Дао как невидимом, вездесущем, естественном и спонтанном законе природы, общества, поведения и мышления отдельного человека, человек должен следовать в своей жизни принципу Дао, то есть его поведение должно согласовываться с природой человека и Вселенной.

Эпоха античности положила начало западноевропейской философии вообще и философской антропологии в частности. Согласно древним грекам, человек не существует сам по себе, вне абсолютного порядка и Космоса. Само понятие Космоса наделяется человеческим смыслом, а человек мыслится как гармоничная часть Космоса – микрокосм (милетцы).

Антропологический поворот в философии связан с идеями софистов и Сократа. Протагор провозгласил исходный принцип софистов: «Человек есть мера всех вещей, существующих – что они существуют, не существующих – что они не существуют». Сократ обосновал принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание», поэтому человек, познавший, что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо.

Демокрит определял человека как часть природы, состоящую из атомов. Душа человека тоже состоит из атомов и поэтому вместе со смертью тела уничтожается. Платон считал, что человек – это единство души и тела, причем душа является субстанцией, которая делает человека человеком. Человеческая душа постоянно тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, а тело смертно. В концепции Аристотеля человек определяется как политическое животное, то естьсущество общественное, государственное. Социальность и разумность – вот две основные характеристики, отличающие человека от животного.

Античность создала идеал разумного человека, соразмерного упорядоченному Космосу. Индивид в античной философии – часть мироздания, поэтому все его проблемы решаются в связи с местом и ролью в Космосе.

В Средние века человек редуцировался до субъекта спасения. Цель бытия человека – спасение души и соединение с Богом. Отношения с людьми и миром имеют смысл только в качестве средств восхождения в царство божье. Желание личности стать самостоятельной, свободной трактуется как греховное. В социальном плане человек провозглашается пассивным участником божественного порядка и является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу. Августин Блаженный определял человека как противоположность души и тела, которые являются независимыми. Вслед за Платоном Августин утверждает, что именно душа делает человека человеком. В отличие от Августина Фома Аквинский использует для обоснования христианского учения о человеке философию Аристотеля и определяет человека как промежуточное существо между животными и ангелами; это единство души и тела, но именно душа является «двигателем» тела, определяя сущность человека.

В эпоху Ренессанса формируется новый идеал человека – свободного и гармоничного. Центральными проблемами философии являются жизнь и деятельность человека в мире ради достижения счастья. Человек рассматривается как главный источник творческой силы. Личность предстает в качестве ничем не ограниченного в своих замыслах и проявлениях свободного существа, творит себя, свою судьбу и мир вокруг.

Философская антропология Нового времени и Просвещения формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры

В вопросе о природе человека сложились три школы: биологическая, социологическая и психологическая.

1. Биологический (натуралистический) подход в учениях о человеке. Методологический подход в философской антропологии, в котором законы физического естества, природы занимают место определяющих смыслов человеческого существования, обычно называют биологическим, или натуралистическим. Философы натуралистической ориентации исходят из культа природы, и поэтому считают, что сущность человека заключается не столько в том, что человек разумное существо, сколько в том, что он существо изначально биологическое, инстинктивное. Хотя человек и является высокоразвитым существом, но как живой вид он качественно гомогенен с остальной биологической реальностью. При этом они полагают, что его биологическая, инстинктивная природа, сущность дана ему от рождения, и что она всегда и всюду определяет его жизнедеятельность и неизменна. Такой позиции придерживался, например, Л. Фейербах, который рассматривал человека как подлинно чувственное, природное существо. Согласно Л. Фейербаху, тело человека в полноте своего состава входит в сущность его "Я", ибо человеку не уйти от границ своего существования - тела.

Кроме того, можно выделить следующие основные направления и течения биологической школы в учениях о человеке:

1). Антропосоциология - теория, устанавливающая непосредственную связь социального положения отдельных людей и социальных групп с анатомо-физиологическими признаками человека (размер и форма черепа, рост, цвет волос и глаз и т.п.) и рассматривающая на этой основе общественные явления.

2). Евгеника - изучает законы наследственности, генетику человека. Объясняет наличие социального неравенства психической и физиологической неравноценностью людей.

3). Расовая теория сводит общественную сущность людей к их биологическим, расовым признакам, произвольно разделяя расы на «высшие» и «низшие».

4). Социал-дарвинизм – рассматривает в качестве главного двигателя общественного развития борьбу за существование и естественный отбор. Эта теория основана на механическом перенесении из биологии в социологию учения Дарвина.

Для биологического направления свойственно видеть определение человека исключительно лишь в его природном естестве. Вот почему сторонники этого подхода и редуцируют личностное многообразие людей к совокупности их природных способностей и задатков. Получается, что человек только один из многих элементов природы, и его предназначение, как и всех остальных ее элементов, выполнить лишь свою биологическую функцию. А это значит, что каждый конкретный человек, как вид и как особь, вполне заменим, а поэтому не значим и не самоценен. В результате, неизбежно получается, что любой человек - это проявление надындивидуальной основы - поведенческой генетической программы, где основными ориентациями являются агрессивность и подобные ей другие врожденные инстинкты, определяющие все и вся в человеческой жизнедеятельности. Иначе говоря, слепые силы природы рисуются как нечто непреодолимое, роковое, и человеку остается только им покориться. Абсолютизация биологического в определении человеческой сущности практически сводит на нет другие важные аспекты проявления этой сущности, ибо игнорируются многие иные качественные стороны бытия человека, что методологически несостоятельно, а практически ведет к безысходности и личной безответственности.

2. Социоцентризм в учениях о человеке. Социоцентризм (социологизм, культуроцентризм) - методологический подход, который в определении человека, его сущности устанавливает приоритет социума, культуры, полагая, что человек, его жизнь и поведение целиком зависимы от общества.

Истоки такого подхода можно обнаружить у французских материалистов XVIII века (К. Гельвеция и др.), которые сформировали представление о человеке как продукте социальной среды и воспитания. Но они не рассматривали человека деятельным существом, ибо полагали, что социальная среда в конечном итоге определяется и преобразовывается сознанием.

Свое наиболее полное выражение социоцентризм нашел в марксизме. С точки зрения К. Маркса, человек - это деятельное существо. Он сам творит и преобразует среду, а вместе с ней и свою природу. Именно поэтому, считает К. Маркс, проблема человеческой сущности не может быть объяснена натуралистически. Обосновывая это положение, К. Маркс показывает, что биологическое единство человека (общие анатомо-физиологические и прочие подобные особенности людей) никогда не играло сколько-нибудь заметной роли в истории.

Согласно К. Марксу, человек изначально не рождается общественным существом, он им становится вместе с развитием общественных отношений, меняясь вместе с ними. Как видим, для К. Маркса неприемлема позиция, когда все человеческое выводится из некой абстракции человека вообще (некой единой биологической природы или неизменной социальной среды) в качестве исходного пункта общей теории о сущности человека. По К. Марксу, человек всегда соотносится с определенным социумом (тем или иным коллективом людей), связан с ним неразрывными, тесными нитями. Он - деятельное существо, ибо сам творит и преобразовывает среду, а вместе с ней изменяется сам.

3. Психологическая школа в учениях о человеке. Общей чертой психологической школы является то, что человек, его мотивы поведения и само бытие рассматриваются только как проявление его психики, а именно соотношения сознательного и бессознательного.

На протяжении длительного времени в философии доминировал принцип антропологического рационализма, когда бытие человека рассматривалось только как проявление сознательной жизни. Этот взгляд нашел свое яркое воплощение в знаменитом картезианском тезисе «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно, существую»). Человек в этом плане выступал лишь как «человек разумный». Однако, начиная с Нового времени, в философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного.

Определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд, который открыл целое направление в философской антропологии и утвердил бессознательное в качестве важнейшего фактора человеческого измерения и существования. Исследуя причины патологических процессов в психике, З. Фрейд решительно отказался от вульгарно-материалистических в своей основе попыток объяснять изменения содержания психических актов физиологическими причинами. В то же время он абстрагирует психику от материальных условий существования человека. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека властвуют неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению. Все действия человека, все исторические события и общественные явления есть проявление бессознательных и, прежде всего, сексуальных влечений. Таким образом, бессознательное становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства и т.д.

Согласно концепции З. Фрейда, психика человека состоит из трех пластов. Самый нижний и самый мощный слой — «Оно» (Id) - находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного — это «Я» (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа — «Сверх-Я» (Super Ego) — это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. По З. Фрейду, личность, человеческое «Я» вынуждено постоянно терзаться и разрываться между Сциллой и Харибдой — неосознанными осуждаемыми побуждениями «Оно» и нравственно-культурной цензурой «Сверх-Я». Именно сфера «Оно», всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по З. Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека.

Таким образом, и биологическая, и социологическая, и психологическая школы абсолютизируют значение какого-то одного момента человеческой природы, недооценивая тем самым другие моменты, что, согласно современной научной парадигме, является методологически неверным. Более корректно говорить о равнозначном воздействии на формирование человеческой сущности всех трех факторов. Иными словами, человек – это биопсихосоциальное существо.

Проблема смысла и цели жизни, предназначения человека, проблема жизни и смерти всегда волновала и в настоящее время волнует человека. Данная проблема интересует религию, социологию, медицину, искусство, философскую мысль. Жизнь и смерть человека – главные мотивы философствования на протяжении столетий. Смерть – завершающий момент существования живого существа. Переживание смерти для человека выступает как один из решающих моментов его бытия, сопровождает исторический процесс становления личности и актуализирует проблему смысла жизни человека.

Неотъемлемой чертой абсолютного большинства религий является представление о смерти как о конце его плотской, земной жизни и переходе к вечной – бестелесной, духовной жизни. Так, в мифологии вообще нет пропасти между живым и мертвым. Для античного мировоззрения характерна идея вечного возвращения: с осознанием противостояния материального и идеального, возникновением представления о бессмертии души смерть рассматривается как переход в новое состояние, как освобождение души из темницы тела. В исламе в последний день все будет уничтожено, а ушедшие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. В новом мире восторжествует принцип верховенства законов морали. Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности мыслимо только через воскресение, путь к которому открыт искупительной жертвой Христа через воскресение. Одна из ключевых идей буддизма – благоговение перед любой формой жизни. Признается только один вид бессмертия – нирвана, сущность которой – отсутствие желаний, страстей, уход от мира, полный покой. Человек становится творцом собственной судьбы и самого себя.

В европейской философии Нового времени вопрос решался в основном механистически, и смерть представлялась как разрушение и исчезновение механических агрегатов. Проблема бессмертия не считалась научной. Сама проблема личности отодвигалась на периферию философских исследований, а вопрос о смерти терял свою остроту.

Преодоление смерти марксизм находил в социальном бессмертии – это продолжение дел и мыслей индивида потомками; фактически это растворение индивида в жизни рода, символическое бессмертие результатов человеческого творчества.

В наше время высказываются предположения, что решению проблемы личного бессмертия могут способствовать достижения методов генной инженерии и средств реанимации. Формируется новая наука о бессмертии – иммортология.

Проблемы жизни и смерти, улучшения природы человека породили новую область междисциплинарных исследований, направленных на осмысление и разрешение моральных проблем, связанных с появлением в последние десятилетия достижений биомедицины, новейших технологий лечения людей, биоэтики. Проблемы биоэтики настолько широки и сложны, что требуют и философского осмысления. Сюда относятся проблемы трансплантологии, экстракорпорального оплодотворения, клонирования, эвтаназии.

Проблема смерти неодолимо порождает вопрос о цели и смысле жизни: зачем, ради чего живет человек? В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни не имеет однозначного ответа и решается каждым человеком индивидуально, в зависимости от мировоззренческих установок, культуры, традиций. Но каждый человек – частица рода человеческого. Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой и с потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение и делает проблему смысла жизни объективной.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Как и всё, что обладает бытием, рано или поздно заканчивает свое существование и переходит в небытие, так и человек завершает свою жизнь процессом умирания. Это касается его биологической структуры. Вместе с тем, индивид имеет возможность вечного, т.е. относительно бесконечного существования в ином – социально-культурном отношении. Поскольку существует род человеческий, постольку может существовать и личность и то, что ею создано и в чем она воплощена. Жизнь человека продолжается в последующих поколениях, в их традициях и ценностях. Человек создает различные предметы, орудия труда, те или иные структуры общественной жизни, произведения культуры, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека максимально полно выражается в творчестве, посредством которого он обеспечивает свое социальное длительное существование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: