Кейс 12-а

Лабораторная работа № 12

Тема. Дистанционное обучение языкам: проектирование содержания дистанционного курса и его состава, задание структуры дистанционного учебного курса в конкретной программной среде.

.

План:

1. Ознакомление с общими характеристиками дистанционного обучения (ДО).

2. Разработка модели структуры дистанционного курса

Задание 1.

Ознакомьтесь с содержанием кейса 12-А

КЕЙС 12-А

Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов и населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования.

Под информационно-образовательной средой понимаем системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение осознанных и интуитивных потребностей пользователей.

В основу дистанционного образования положена определенная модель передачи знаний. Источниками знаний являются информационные ресурсы сети, как специальным образом подготовленные, так и уже существующие в базовой телекоммуникационной среде, например: базы данных, информационные системы и т.п.

Дистанционное образование может иметь целью как систематическое обучение (сертифицированная подготовка, повышение квалификации, переподготовка специалистов), так и открытое образование (повышение общеобразовательного и культурного уровня населения, популяризация научных знаний).

Характерными чертами дистанционного образования являются:

1) Гибкость: курсанты не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет изменить свой обычный уклад жизни. Для поступления курсанту формально не требуется какого-либо образовательного ценза. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса (предмета, дисциплины) и получения необходимых зачетов по выбранным курсам (модулям).

2) Модульность: в основу дистанционного образования кладется модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний. Это позволяет из выбора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.

3) Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты составляют примерно 60% затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большее количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

4) Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном развитии. Асинхронное, как правило, взаимодействие курсанта и преподавателя предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время.

5) Специализированные формы контроля: в качестве форм контроля используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.

6) Использование специализированных технологий: технология дистанционного образования – это совокупность методов, форм и средств взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать формам его представления.

Представление содержания дистанционного курса

Гипертекстовая организация курса

Представление содержания дистанционного курса – важнейший компонент его подготовки.

Как правило, содержание курса представляется в виде развитой гипертекстовой структуры в понятийной части, а также в логике изложения учебного материала (последовательность, взаимозависимость частей и т.п.). В основе гипертекста лежит расширенная модель энциклопедии – веками отработанного средства информационной поддержки образования. Гипертекстовая организация информации подчиняется следующим принципам:

свобода перемещения по тексту;

сжатое (реферативное) изложение информации;

необязательность сплошного чтения текста;

наличие справок в структуре информации;

использование перекрестных ссылок.

Формы и виды представления материала

Формы представления материала необходимо включают в себя удобную для пользователя систему управления его освоением. Преподаватель может задать любую форму представления и последовательность изложения материала, что позволяет один и тот же учебный материал использовать для аудитории разной степени подготовленности и для различных видов учебной деятельности. Курсант должен иметь возможность распечатать любую «страницу» подобного учебного материала.

В целом, в структуру материала включаются следующие содержательные компоненты:

собственно учебный материал, включая необходимые иллюстрации;

инструкции по его освоению;

вопросы и тренировочные задания;

контрольные задания и пояснения к их выполнению.

Учебный материал должен быть доступен курсанту, по возможности, в нескольких видах, например: по Internet, на CD-диске, в печатном виде.

Использование мультимедиа

При построении дистанционного курса эффективно мультимедийное представление учебной информации. Там, где это методически оправдано, в гипертекст включаются звук, анимации, графические вставки, видеоряд и пр.

Мультимедийный курс, основанный на использовании современных сетевых технологий, дает возможность курсанту по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным (отобрать содержание в соответствии со своими индивидуальными потребностями, выбрать и зафиксировать в тексте пути, наиболее эффективные лично для него). Мультимедийные элементы способствуют восприятию и запоминанию материала. Появляется возможность использовать подсознательные реакции обучающегося, например, подведение итогов или выдача задания в каждой лекции курса могут предваряться определенным звуком (мелодией), настраивающих курсанта на определенный вид работы.

Кроме того, мультимедийный курс может использоваться многократно и полифункционально: часть курса или лекции может составить самостоятельный фрагмент занятия на повторение или контроль без дополнительных усилий педагога. В основе курса может лежать не только расширенная модель учебного пособия (текста), но и расширенная модель лекции-процесса («презентация»), что также создает дополнительные возможности управления и самоуправления познавательными процессами.

В последнее время получают распространение средства «3D-технологий» в Internet, трехмерных объемов, являющихся усовершенствованной электронной моделью не книжной страницы (как Web-страницы), а комнаты, музейного зала, городской площади и т.д. 3D-объекты обладают эффектом присутствия: можно выбрать угол обозрения объектов, можно перемещаться от одного объекта к другому и т. п.. 3D-модель в плане организации дистанционного образования можно рассматривать как дальнейшее усовершенствование способов репрезентации учебного материла, значительно стимулирующих познавательный интерес.

Расширение виртуальных возможностей и внедрение в такую модель принципов свойственных гипертексту позволяет успешно использовать её в образовательных целях. Однако, необходимо помнить, что избыточная наглядность снижает коэффициент усвоения материала.

Проектирование содержания

Содержание обучения – это особым образом сконструированная, адаптированная и логически выстроенная информационная модель окружающей действительности или осваиваемой деятельности.

Проектирование содержания – это и есть построение такой модели, и подразумевает оно определение необходимого объема, структуры и последовательности изучения учебного материала, а также оптимальной формы его представления.

Объем курса и тем

Объем учебного материала дистанционного курса задан через описание системы осваиваемых дидактических единиц.

Дистанционный курс – это не полный учебник. Он делится на темы, включающие в себя как содержательную часть, так и методическую. Содержательная часть – это дистанционная лекция, которая представляет собой не весь текст, подлежащий усвоению, а своеобразный ориентир, показывающий студенту структуру осваиваемого содержания, иерархию категорий и понятий, проблемные места темы и объясняющий, на что обратить особое внимание, каким образом лучше усвоить материал и т.д. По аналогии: если в учебнике или курсе лекций отражено все необходимое содержание, то в дистанционном курсе – тезисы или конспект лекций.

Таким образом, объем каждой темы (точнее, ее текстовой части) составляет 4–5 стандартных страниц, а объем текстовой части всего курса – 40–50 страниц (курс категории А), 60–70 страниц (категория В), 80–100 страниц (категория С). Этот параметр должен выдерживаться очень четко, поскольку дистанционный курс – это то, что студент будет видеть на мониторе, а читать длинные тексты с монитора – дело весьма утомительное.

Структурирование учебного материала

Фрагментарность и психологические особенности контактов преподавателя и студента в ДО диктуют необходимость несколько иного подхода к структурированию учебного материала.

Каждая тема должна быть логически завершенной. Даже если какое-то содержание невозможно уместить в одну тему, делить его надо так, чтобы подтемы были логически обоснованы, и им можно было бы дать свой заголовок.

Каждая тема должна содержать примерно равное количество новых дидактических единиц, чем обеспечивается равномерность загрузки студента в течение учебного периода.

Широко известны и используются в педагогической практике методы логического структурирования учебного материала, позволяющие наглядно представить себе как всю совокупность дидактических единиц, так и их взаимосвязь и иерархию. Один из них – метод графов, он позволяет показать иерархические связи дидактических единиц в теме. Другой метод – опорно-логические схемы, представляющие структуру материала в образно-символически-текстовом виде. Кроме того, что это хороший инструмент проектирования содержания, это еще и эффективное средство визуализации материала.

Темы могут блокироваться в модули (разделы). Но таких модулей, в силу технологических особенностей ДО – распределения текущих и рубежных контролей, дискуссий, письменных работ и т.д., должно быть не более 3–8, в зависимости от категории курса.

При проектировании содержания дистанционного курса не обойтись без двух категорий, которые, без преувеличения, коренным образом изменили представления об информации, содержании, текстах, их структурировании и выстраивании. Это понятия «фрейм» и «гипертекст».

Фреймы

Концепцию фреймов разработал один из основателей теории искусственного интеллекта Марвин Мински. Это минимальное описание явления, факта, объекта, при удалении из которого какой-либо составной части данное явление, факт или объект перестают опознаваться (классифицироваться), т.е. описание теряет смысл. Мински считал, что мыслительные процессы основываются на хранящихся в памяти людей разнообразных структурах данных – фреймах. Благодаря им человек осознает зрительные образы (визуальные фреймы), понимает слова (семантические фреймы), рассуждения и действия (фреймы-сценарии или поведенческие модели). Нечто подобное происходит и в памяти компьютера: принцип действия систем управления базами данных и экспертных систем основывается на концепции фреймов.

Если говорить о тексте дистанционного курса, то он как раз и представляет собой совокупность фреймоподобных дидактических единиц. Можно сказать, что фрейм – это неделимая по смыслу часть дидактической единицы, а дидактическая единица – это несколько (от одного до 5–9) фреймов.

В самом тексте курса дается минимальное описание изучаемого объекта, явления или факта, «очищенное» от пояснений, комментариев, примеров и т.д. Все это, конечно, помогает студенту более полно и глубоко усвоить материал и без этих самых пояснений не обойтись. Но технология дистанционного обучения строится таким образом, чтобы побудить самого студента к наиболее активному усвоению и поиску необходимой информации. Для человека, в определенной степени владеющего материалом, минимального описания будет достаточно, для человека, который не совсем понял фреймового описания, такая структура будет дополнительным стимулом для активизации мышления и поисковой деятельности.

Таким образом, текст темы дистанционного курса (дистанционной лекции) в целом представляет собой сеть логически связанных между собой фреймов – узлов. Связи – это взаимоотношения фреймов, их взаимодействие, иерархия, характеристики и т.д.

Как же сделать так, чтобы и дистанционный курс не разбухал, и информация была бы наиболее полно и доступно для студента (в том числе дополнительная, расширяющая). Здесь на помощь приходит гипертекст.

Гипертекст

Пожалуй, основной причиной «взрывного» развития Интернета и связанных с ним образовательных технологий является обращение к новому инструменту представления материалов в сети – протоколу HTTP (Hyper Text Transfer Protocol), обеспечивающему возможность переходить от одного ресурса в сети к другому вне зависимости от места их размещения. Этому протоколу соответствует язык HTML (HyperText Markup Language), на котором пишутся Интернет-ресурсы.

Применительно к дистанционному обучению появление протокола HTTP резко расширило возможности представления учебного материала и взаимодействия в рамках учебного процесса. При использовании гиперссылок переход из одного документа или его части в другой документ или часть осуществляется простым щелчком «мыши» на выделенном фрагменте, при этом не имеет значения, где находится запрошенный документ – на том же сайте или где-то еще в необъятном море информации, размещенной в Интернете. Это позволяет облегчить ориентацию в образовательных ресурсах одного курса (или даже специальности), а главное – связать между собой другие ресурсы, в том числе размещенные в сети лицами, не имеющими отношение к данному учебному заведению. В результате студент получает возможность, не меняя своего местоположения, а только лишь переходя по ссылкам, «ходить» в различные библиотеки, «посещать» предприятия и организации (собирая материал для ответов на вопросы и написания работ).

Перейти можно к тексту, изображению, звуковому файлу и т.п. Однако сама по себе ссылка не дает непосредственного доступа к требуемому ресурсу, более того, информации, находящейся в тексте ссылки, может оказаться недостаточно для такого доступа. Ссылка – это лишь определенное указание на адрес ресурса в Интернете. И если, например, расположение документа будет изменено либо он будет вообще удален с сайта, ссылка приведет в «никуда» – добраться до документа с ее помощью будет невозможно. Точно так же наличие ссылки не означает, что искомая информация предоставляется любому желающему: возможно, владелец сайта, на котором размещен ресурс, ограничил доступ к нему и потребует подтверждения прав доступа путем введения пароля. Это необходимо учитывать, создавая систему гиперссылок дистанционного курса.
Текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов, и называют гипертекстом.
В дистанционных курсах гиперссылки бывают двух видов:

1. Ссылки и переходы, обусловленные структурой курса. Это, скажем, переход к следующей теме, контрольным вопросам, библиотеке, в начало курса и т.д. Как правило, на курсовом сайте для этого предусмотрены специальные кнопки или символы.

2. Смысловые гиперссылки. Фактически это некое разветвление и расширение информационного поля курса. В общем-то, студенту совсем необязательно щелкать на такую ссылку, но, с другой стороны, их использование существенно повышает эффективность усвоения, помогая более глубокому пониманию изучаемого материала. Да и бывает просто интересно.

3. Наиболее распространенные смысловые гиперссылки:

- Терминологические – отсылают к словарям, содержащим более детальное описание термина (в том числе на разных языках), его этимологию и/или различные трактовки термина.

- Биографические – отсылают к биографиям людей, упомянутых в текстах.

- Иллюстративные – отсылают к дополнительным примерам и иллюстрациям (в широком смысле).

- Ссылки на источники – отсылают к литературе. Аналог обычных текстовых ссылок на источники. Но: это не ссылки на библиотеку курса, у тех ссылок совсем другие функции. Эти же используются при цитировании, уточнениях и в других подобных случаях.

- Ссылки-комментарии – отсылают к мнениям, аргументам, комментариям по затронутому вопросу.

Указанные ссылки, как правило, связывают студента с объектами, находящимися вне конкретной темы, но можно также вводить и внутритекстовые ссылки, пересылая студента к соответствующим местам внутри самого текста темы – к категориям, терминам, справочным блокам и т.д.

О количестве ссылок.

Здесь нет жестких нормативов, должен работать здравый смысл. Текст, испещренный ссылками, и смотрится плохо, и создает трудности в прочтении. Вспомните, как тяжело читается текст с множеством сносок и ссылок на источники.

2. В своей папке создайте текстовый документ с именем лаб_12.doc.

3. Предложите структуру дистанционного курса «Язык как знаковая система». Оформите модель структуры в виде графа (рис. 1)

4. Сохраните изменения в файле лаб_12.doc

5. Ознакомьтесь с материалами:
Главы 5 ресурса http://www.altstu.ru/media/f/ElearningPracticeUsingMoodle.pdf и
стр. 10-19, стр.75-79 ресурса http://www.altstu.ru/media/f/posobie_Moodle.pdf

6. Предложите структуру занятия «Искусственные языки в современном информационном мире». Оформите в модель структуры виде графа (рис. 2)

7. Сохраните изменения в файле лаб_12.doc

Задание 2.

Примите участие в форуме по лабораторной работе № 12: «Какой должна быть структура дистанционного учебного курса?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: