Задание 4. Определите семантико-синтаксическое содержание зависимой падежной формы существительных в словосочетаниях; уточните усло­вия

Определите семантико-синтаксическое содержание зависимой падежной формы существительных в словосочетаниях; уточните усло­вия, определяющие синтаксическое значение падежа,

Например: «Не видеть машины» — родительный прямого объекта при переходном глаголе с отрицанием, прямое дополнение; «купить сахару»— родительный части при переходном глаголе, прямое дополнение; «добить­ся успеха» — родительный достигательный при глаголах достижения, косвенное дополнение; «лишиться наследства» — родительный лишения при глаголах удаления, отчуждения, косвенное дополнение; «нарвать цветов» — родительный накопительный, косвенное дополнение; «приехать 2 мая» -— родительный даты, обстоятельство времени; «осколок снаряда» — родительный целого при имени существительном, указывает на часть этого целого, несогласованное определение; «бочка нефти»— родительный исчисляемого при имени существительном со значением емкости (изме­ряемого), синтаксически неразложимое целое; «дом отца»—родитель­ный: принадлежности (притяжательный, посессивный) при имени су­ществительном, существительное в родительном падеже одушевлен­ное, несогласованное определение; «белизна снега» — родительный но­сителя признака при отадъективных существительных, функция косвенного дополнения; человек веселого нрава — родительный определитель­ный, несогласованное определение; «пропажа свидетеля» — родительный субъекта действия при отглагольном существительном, косвенное дополнение; «мытье полов» — родительный объекта действия при отглагольном существительном, косвенное дополнение; «член парткома» — родительный отношения при существительном — названии учреждения, организации, коллектива, несогласованное определение. «Они были одного возраста»- родительный предикативный, в присвязочной позиции, именная часть именного составного сказуемого. «Показать письмо подруге» — дательный адресата в двухместной конструкции с винительным прямого объек­та и с семантикой одушевленности, косвенное дополнение; «служить хозяину» — дательный косвенного объекта, косвенное дополнение. «Маль­чишкам было здесь хорошо» — дательный субъекта действия или состо­яния в прифразовой позиции в безличных предложениях, косвенное дополнение; «памятник Пушкину»— дательный атрибутивный, несогласованное определение; «отправить письмо» — винительный прямого объекта, функция прямого дополнения; «жить неделю»— винительный квантитативный (меры), обстоятельство; «делать обыск» — «обыскивать» — винительный в лексикализованном сочетании, одно синтаксическое целое. «Ковырять шилом» — творительный инструментальный (орудий­ный), косвенное дополнение; «разить смехом» — творительный средства с существительным непредметной семантики, косвенное дополнение; «ко­мандовать взводом» — творительный косвенного объекта, косвенное до­полнение; «слаб здоровьем» — творительный ограничительный, косвен­ное дополнение; «хвастаться нарядами» — творительный содержания, косвенное дополнение; «дышать полной грудью» — творительный способа действия, обстоятельство; «налететь коршуном» — творительный сравне­ния, обстоятельство образа действия; «работать ночами» — творительный времени у существительного временной семантики, обстоятельство вре­мени; «ехать полем» — творительный места у существительного простран­ственной семантики, обстоятельство места; «болтать часами» — твори­тельный квантитативный (меры), обстоятельство; «письмо послано братом» —творительный субъекта действии в пассивной конструкции, косвенное дополнение; «служить ямщиком» — творительный предикатив­ный в присвязочной позиции, именная часть составного именного ска­зуемого: «окружать заботой»(заботиться), творительный в лексикализованном сочетании, одно синтаксическое целое.

1. Наслаждаться игрой виолончелиста; купить сыну учебники; верный идеалам юности; член колхоза; стер­лядка весила килограмм; мальчики были одного роста.

2, Страх высоты; назначить Ершова командиром от­ряда; причинять огорчения родным; памятник молодо­гвардейцам; минуту поухать филином; старику не спа­лось.

3. Восхищаться победой пловцов; двенадцать стуль­ев; жить дружной семьей; допрос свидетелей; требовать объяснения; поклон старикам; следы смыло дождем.

4. Край богат нефтью; машина проверяется инспек­тором ГАИ; миг удачи; вернуть книгу владельцу; идти быстрым шагом; подчиниться приказу командира.

5. Брат был радистом; срезать шляпку гриба ножом; семнадцать мгновений весны; пройти версту; крошки хлеба; не верить своим глазам; отделаться лёгким испу­гом.

6. Удивлять товарищей упрямством; человек весё­лого нрава; весить килограмм; набраться смелости; вернуть деньги хозяину; дорога матери.

7. Питать надежду; судьба страны; занятие спортом; ужаснуться наивности девочки; пять вопросов коррес­понденту; посевы побило градом.

8. Заводить знакомства; прогулки вечерами; семь нянек; коснуться рукой плеча соседа; увлекать окружаю­щих энергией; спинка стула.

9. Просить слова; тысяча душ; известен миру своими открытиями; ползти черепахой; письмо матери; прони­каться симпатией; копии снимаются секретарем канце­лярии.

10. Пробираться лесом; гибель империи; добираться поездом; синева волн; задать вопрос лектору; крыша сарая; сильные духом; работа выполняется чертёжником.

11. Офицер запаса: жить мечтами; достичь успеха; смотреть волком; ветка сирени; оказать помощь бежен­цам; добыча руды открытым способом; плач детей.

12. Дворец спорта; забить гвоздь топором; изучение языков детьми: всю жизнь пронести свои идеалы; при­нести извинения; бедный витаминами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: