Предопределение

Мыверим в предопределение в хорошее и плохое, и что Аллах создал творения и назначил им свои меры и сроки, и Он знал, что они будут делать до того, как Он их создал. Он знал, что было, что будет и чего не было, и если было бы, то, как было. Он разъяснил нам оба пути и приказал подчиняться Ему и запретил ослушаться Его. Все, что происходит, происходит по предопределению Его и хотению. Его хотение предваряется. Нет хотения у рабов, кроме того, что Он захотел для них. То, что Он захотел для них – было, а то, что Он не захотел – не было. Он направляет на прямую дорогу, кого пожелает, оберегает его и спасает по милости Своей. Он также вводит в заблуждение, кого пожелает, делает несчастным и унижает по справедливости Своей. Все рабы в Его хотении находятся между Его милостью и справедливостью. Нет преград для предварения Его решений. Всё хорошее и плохое предопределено для рабов, и Аллах не обязал для рабов ничего, кроме того, что они в состоянии. И нет силы и мощи, кроме как у Аллаха (Ла хавла вала куввата илла биллахи), т.е. никто не в состоянии увернуться или оставить грех и непослушание Аллаху, кроме как с помощью Аллаха.

Как следствие или результат являются из предопределения Аллаха, которое Он завершил, также их причины тоже являются из предопределения Аллаха, которое Он завершил.

Вера в предопределение есть двух видов, и каждый вид содержит в себе две вещи.

Первый вид: вера в то, что Аллах знал, что Его создания будут делать, Его знания определили дела Его созданий. Он все это точно определил и указал в книге. Как сказал Всевышний:

«И не скроется от Господа твоего ни одно [из ваших деяний], будь оно весом даже меньше пылинки, поскольку все [это записано] в книге ясно»

(сура Юнус, 61 аят).

Еще Он сказал:

«Он сотворил все сущее и придал ему [должную] меру»

(сура Различение, 2аят).

Также Он сказал:

«Веление Аллаха предопределено [к исполнению]»

(сура Сонмы, 38 аят).

От Ибадата бин Ассамита, да будет доволен им Аллах, который сказал: «О мои дети, вы не почувствуете иман, пока осознаете то, что вас постигло».

Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «первое, что Аллах создал – это перо, и сказал ему: пиши. Оно сказало: о мой Господ, что писать? Он сказал: пиши меру всех вещей, пока не настанет Судный день”.

«о мои дети, я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «тот, кто умер не на этом (убеждении) – он не из нас». Всевышний сказал:

«Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небе и на земле? Воистину, это [записано] в Писании, и, воистину, это знание не составляет для Аллаха труда»

(22:70)

Если бы все люди собрались для того, чтобы предотвратить то, что Аллах предопределил, то они бы не смогли. А если бы все люди собрались, чтобы совершить то, что Аллах не предопределил, то также они не смогли бы.

Второй вид: вера в Его желание, имеющее силу, и в Его всеобъемлющую мощь и в то, что Он пожелал – было, а то, что не пожелал – не было. И что любое движение и остановка на земле и небесах происходит только с пожелания Аллаха. В Его царстве не бывает ничего, кроме того, что Он пожелает.

Вместе с этим Он приказал Своим рабам слушаться Его и Его посланников, и запретил неповиновение Ему. Он любит богобоязненных, праведников и справедливых. И Он доволен теми, кто уверовал, совершал хорошие дела. Он не любит кафиров и недоволен теми, кто грешит. Он не желает для Своих рабов неверие, а также не любит нечестие.

Основа предопределения – что оно является тайной среди Его созданий. Он скрыл детали этих знаний от рабов и запретил им углубляться в этих вопросах. Он сказал в Своей Книге:

«Его не призовут к ответу за то, что Он вершит, а их (т. е. многобожников) призовут»

(21:23).

7. Иман (вера):

Иман – это намерение, слово и дело, т.е. убеждение сердцем, утверждение языком и выполнение органами.

Иман увеличивается послушанием и уменьшается неповиновением. У имана есть ответвления, как нам рассказал об этом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, высшую ступень которого занимает ла илаха иллаллах (нет божества, кроме Аллаха), а самая низкая ступень – удаление с дороги то, что мешает.

Также у имана есть многочисленные связи, крепчайшей из которых является: любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха, дружба ради Аллаха и вражда ради Аллаха.

Из ответвлений имана есть то, что является основой имана, с исчезновением которого исчезает и рушиться весь иман.

Подобно ответвлению единобожия (нет божества, кроме Аллаха), молитве и других, на которых законодатель указал, что в оставлении этих ответвлений, есть исчезновение имана.

Также из ответвлений имана есть то, что является обязательным, исчезновение которого является недостатком. Подобно любви Аллаха и ненависти ради Аллаха, быть надежным соседом и тому подобное оставление которой является грехом. Из этой же группы является совершение запретного как прелюбодеяние, распитие спиртных напитков и кража. Совершающий подобное, не становиться кафиром и не исчезает у него основа имана, а наоборот, уменьшается этим самым обязательный иман. Он этим самым не будет из категории заслуживших рай без наказания.

И еще из ответвлений имана есть то, что относится к рекомендуемому совершенству имана, подобно удалению вреда с дороги, и другие подобные, оставление которых не вводит в грех.

Итак, у имана есть основа, без которой иман недействителен, есть обязательное совершенство и есть рекомендуемое совершенство. Всякое отрицание имана, встречающееся в шариатских текстах (Коран, сунна), означает или отрицание основы имана, обладатель которого становиться кафиром, подобно словам Всевышнего:

«Но нет - клянусь твоим Господом!- они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что вызывает у них споры. И тогда не восстанут они в душе против твоего решения и подчинятся ему полностью»

(4:65).

Или же отрицание обязательного имана, т.е. обязательного совершенства имана, этим самым его обладатель будет грешником и нечестивцем, как об этом сказано в хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «не войдет в рай тот, кто является ненадежным соседом для соседей», привел Муслим.

Также хадис: «Не совершает прелюбодей прелюбодеяние, будучи верующим», привел Альбухари. И еще хадис: «Не уверует никто из вас, пока не полюбит для своего брата то, что любит для себя».

Это потому что отрицание имана есть форма угрозы, а угроза бывает лишь в отношении того, кто сделал запретное, или оставил обязательное, а это все может быт или с основы имана, или же с обязательного имана. Различие в указании, то есть, указывает ли они на куфр (разрушение основы имана), или на нечестие (разрушение основы имана) делается признаками из самого контекста, или же других шариатских текстов.

Тот, у кого разрушен иман, любыми из действий, которые аннулируют иман, и стал кафиром, ему не помогут остальные ответвления имана, если даже они у него будут. Тот же, у кого разрушен обязательный иман, исход его будет как угодно Аллаху, если захочет, накажет, а может и простить, пока у него есть основа имана.

В этом вопросе мы не являемся сторонниками ни мурджиитов и ни хариджитов, также как и в определении имана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: