ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПОКУПКЕ
Осознание проблемы.
Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Он чувствует разницу между своим реальным и желаемым состоянием. Нужда может быть возбуждена внутренними раздражителями. Одна из обычных человеческих нужд - голод, жажда, секс - возрастает до порогового уровня и превращается в побуждение. По прошлому опыту человек знает, как справиться с этим побуждением, и его мотивация ориентируется в сторону класса объектов, которые способны удовлетворить возникшее понуждение.
Нужда может быть возбуждена и внешними раздражителями. Женщина проходит мимо булочной, и вид свежеиспеченного хлеба побуждает у нее чувство голода. Все это может привести ее к осознанию проблемы или нужды.
Этап осознания проблемы в процессе принятия потребительского решения ставит четыре задачи перед маркететологам:
· Выявить и изучить проблемы, с которыми сталкивается потребитель,
· Разработать маркетинговую смесь для разрешения проблем потребителя,
· Побудить потребителя осознать конкретные проблемы,
· Подавить осознание других проблем.
Поиск информации.
Возбужденный потребитель может заняться, а может и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, потребитель скорее всего совершит покупку. Если нет, то нужда может просто отложиться в его памяти. При этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками.
Источники информации:
1) Личные источники (семья, друзья, соседи, знакомые).
2) Коммерческие источники (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки).
3) Общедоступные источники (средства массовой информации, организации, занимающиеся изучением и классификацией потребителей).
4) Источники эмпирического опыта (осязание, изучение, использование товара).
На стадии «поиск информации» необходимо выявить:
· какая информация, относящаяся к продукту или марке храниться в памяти,
· если у потребителя мотивация обратится к внешним источникам для поиска информации об имеющихся вариантах и их характеристиках,
· какие специфические источники информации используются чаще всего, когда предпринимается поиск
· на какие особенности или свойства нацелен поиск.
Оценка вариантов.
Потребитель использует информацию для того, чтобы составить для себя комплект марок, из которого производится окончательный выбор.
Факторы, влияющие на оценку вариантов:
1. Свойства товара. Человек обращает больше всего внимания на свойства, которые имеют отношение к его нужде.
2. Значимость свойств. Потребитель склонен придавать разные весовые показатели значимости свойствам, которые он считает актуальными для себя. Товар может обладать и более важными свойствами, но потребитель просто забывает упомянуть о них.
3. Убеждение о марке. Убеждения потребителя могут колебаться от знания подлинных свойств по собственному опыту до знаний, являющихся результатом избирательного восприятия, избирательного искажения и избирательного запоминания.
4. Полезность свойств. Функция полезности описывает степень ожидаемой удовлетворенности каждым отдельным свойством. Кроме того, предпочтительность данной марки будет зависеть от ее наличия на рынке и доступности по цене.
Выбор марок потребители осуществляют по-разному, а отношение к марочным альтернативам складывается у потребителя в результате проведенной им оценки.
Оценочные критерии –атрибуты продукта, используемые для оценки альтернатив покупки.
Таблица 1.