НЕОРОМАНТИЗМ.
Неоромантизм – направление в английской литературе, генетически восходящее к романтизму. Движение неоромантизма возникло как противопоставление викторианскому реалистическому роману.
Характерные черты: неприятие действительности, сильная личность, духовно неукротимая, романтизм и максимализм чувства; страсти, напряженность фабулы, экзотика и.т.д. Неоромантизм - гибрид романтизма и реализ ма. В сюжете - воссоздание романтического героя и романтической атмосферы, но техника описания, место действия, авторская позиция - взяты из реализма. Неоромантики тяготели к жанру приключенческого, авантюрного, «экзотического» романа, основы которого заложили Майн Рид и Ф. Kyпер.
Наиболее ярко эти черты проявились в творчестве Р Л.Стивенсона (теоретик направления), Р.Киплинга, А.К.Дойла.
Роберт Льюис Стивенсон (1850 – 1894).
Он первым выступил с проповедью неоромантизма.
Прославленный автор "Острова Сокровищ", успел еще при жизни стать классиком в Англии. Он – родоначальник всей новейшей "литературы приключений". Стивенсон талантливо сочетал полет фантазии с сильным, ясным и глубоким умом. Все произведения Стивенсона, полные драматических сцен, потрясающих событий и необычайных эпизодов, увлекают читателя не только запутанностью остроумной интриги, но и реализмом обстановки и действия.
С детства увлекавшийся обширной литературой о морских пиратах и смелых авантюристах, Стивенсон и сам много странствовал, много видел, долго жил среди дикарей, изучая их своеобразный быт и нравы.
Недаром критики говорят о Стивенсоне, что он "рассказал несказанное, описал неописуемое", – то есть умел красочно и реально рисовать такие картины и образы, которые у всякого другого писателя вышли бы бледными и туманными.
Но мировая известность Стивенсона основана не только на морских и исторических романах; он создал еще совершенно особый вид литературных произведений, возродил волшебные сказки старины, но в современном духе, на почве научного опыта и научно обоснованной фантазии. Такова повесть "Странная история доктора Джекила и мистер Хайда", появление которой было целым событием в литературном мире. Таковы же и его "Новые арабские ночи", "Клуб самоубийц", "Принц Отто" и многие другие повести и рассказы.
Редьярд Киплинг (1865—1936).
Киплинг первый ввел в литературу «человека действия» - солдата, чиновника, миссионера, этот тип героя заменил в его книгах авантюриста, искателя приключений, любителя дальних странствий, типичного героя приключенческих романов. Он разрабатывал колониальную тематику не в привычном экзотическом плане, он рисовал тяжкий совсем ни поэтичный труд тех, кто взялся нести «бремя белых».
Киплинг - создатель колониальной литературы. Жители колонии находятся под бременем белого человека, но это бремя приятно. Сила на стороне белого человека, т.к. на его стороне наука, мышление.
В прозе и лирике Киплинг продолжает Ницшеанские мотивы (сверхчеловек). Колониальный механизм - технология производства сверхлюдей. Если у Ницше сверхчеловек - абстрактная, недостижимая цель, то у Киплинга это вполне реальный особенный вид человечества в колониях, который стоит на пути к достижению этой цели.
«Казарменные баллады» с их грубоватой задушевностью располагали массового читателя: они были написаны на его языке – языке улицы и казармы. Четкий ритм, интонация и форма стиха – подражание песне, частушке, маршу -- были понятны и близки, а Томми Аткинс (главный герой) был свой парень.
«Книга джунглей» - история о Маугли. Киплинг умело использовал богатейший нетронутый материал туземных сказок и легенд, это придавало сказкам и «Книге джунглей» особую прелесть. «Все джунгли твои, и ты можешь убивать все, с чем в силах сладить. В чем закон джунглей? Прежде борись, а потом уж говори». «Твое дело только слушаться человека, который ведет тебя за узду и не задавать вопросов», - поучает новичка старый мул («Слуги ее величества»).
ЭСТЕТИЗМ.
Эстетическое движение, или эстетизм — это европейское движение в литературе, изобразительном и декоративном искусствах, а также интерьерном дизайне в XIX веке, которое подчёркивало преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами.
В 80-е годы в Великобритании эстетизм стал определенной нормой жизни, поведения, эпатажа посредственности и буржуазной ординарности. Эстетизм вызвал к жизни желание наслаждаться жизнью, открывать в ней красоту и удовольствия, создавать собственную мораль. Он провозглашал свободу во всем -- в жизни, в отношениях между людьми, в одежде, поведении, речи. Нет «плохого» и «хорошего»: есть скучно и не скучно. Эстеты страдали от непризнания и в то же время гордились им, чувствуя себя оригинальными и избранными среди общего неодобрения.