Первая мировая война (1914-1918) стала водоразделом между двумя культурными вехами. Происходила переоценка гуманистических ценностей, завоеваний предшествующей эпохи. Как никогда стали актуальными ницшеанских идеи в обществе: "все боги мертвы", и, как следствие, происходит все большая дискредитация христианских ценностей.
Модернистские направления уделяли особое внимание к непознанному состоянию человеческой психике, стремились обособить человека от общества, истории, времени, пространства, где такие понятия, как социальность, рациональность, идеология, вера, являлись бы "излишней одеждой". Модернизм это "не упадок искусства, но искусство человеческого упадка".
Модернистские концепции искусства основывались на философских течениях о непознаваемости мира, всесилие зла, непреодолимом одиночестве человека (Шопенгауэр и Ницше).
В то же время возникают работы австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда (1856—1939). Теория сексуального влечения, по Фрейду, - основной стимулирующий фактор деятельности человека. Психика делится на "сознательное" и "бессознательное". "Бессознательное" – как источник и движущая сила художественного процесса.