К стартерным аккумуляторным батареям предъявляются следующие требования:
1. Максимальное рабочее напряжение, которое определяется ЭДС одного аккумулятора батареи и их количеством в последовательном соединении.
2. Минимальная общая масса.
3. Минимальное внутреннее сопротивление (особенно при пониженных температурах).
4. Малое изменение напряжения в процессе разряда.
5. Максимальное количество энергии, отдаваемой с единицы массы.
6. Быстрое восстановление емкости в процессе заряда.
7. Малые габариты и большая механическая прочность.
8. Надежность и простота обслуживания при эксплуатации.
9. Малая стоимость при массовом производстве.
Аккумуляторные батареи должны выдерживать испытание на герметичность на выводах и в стыках между моноблоком и крышками при давлении, повышенном или пониженном на (20±1,33) кПа по сравнению с нормальным атмосферным.
Полная герметичность аккумуляторных батарей с решетками электродов из свинцово-сурьмянистых сплавов невозможна вследствие выделения газов как во время работы, так и при хранении.
|
|
Стартерные свинцовые аккумуляторные батареи должны быть работоспособными при температуре окружающего воздуха от - 40 до 60°С (батареи обычной конструкции) и от -50 до 60°С (батареи с общей крышкой и необслуживаемые). Рабочая температура электролита не должна превышать 50°С.
Следует обеспечить свободный доступ к аккумуляторной батарее для осмотра и технического обслуживания. Техническое обслуживание батареи должно быть минимальным по объему, не требовать от водителей и обслуживающего персонала высокой квалификации (специальной подготовки), использования сложного и дорогостоящего оборудования.
Батареи должны выдерживать кратковременные разряды стартерными токами большой силы без разрушения пластин и ухудшения характеристик при дальнейшей эксплуатации.
Срок службы стартерных аккумуляторных батарей должен быть близким или кратным срокам межремонтного пробега автомобиля.
Наиболее полно перечисленным требованиям удовлетворяют свинцово-кислотные аккумуляторы, получившие самое широкое распространение в качестве стартерных для автомобилей. Помимо них в различных областях техники применяются щелочные аккумуляторы. В свинцово-кислотном аккумуляторе плотность электролита однозначно связана со степенью его заряженности при заданной температуре, что используется для контроля степени заряженности с помощью денсиметра. В щелочных аккумуляторах такой однозначной зависимости не существует, поэтому определение степени его заряженности затруднено. Кроме того, он более сложен в эксплуатации.