Цены и ценообразование на морском транспорте

Цена представляет собой ту сумму денежных средств, за которую продавец согласен передать покупателю свои товары или услуги. В цену включаются все затраты, которые были произведены при изготовлении продукции, а также та сумма наценки, которую предполагает получить продавец при реализации товаров. Наценка может быть выше либо ниже в зависимости от внешних условий. Можно сказать, что цена – это денежное выражение стоимости предмета с добавлением доли прибыли, получаемой продавцом.

В рыночной экономике цена выполняет три функции. Во-первых, она дает информацию, ориентирующую действия покупателей и продавцов. Во-вторых, стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса. И, в-третьих, через цену происходит главное в рыночной экономике - распределение доходов между ее участниками.

Хотя система цен очень сложна, все цены можно свести к трем основным видам – "договорные", "государственные" и "мировые".

Договорные цены - они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком договорных цен является то, что они могут быть спекулятивно завышены (или занижены) и нарушить равновесное состояние рынка.

Государственные цены устанавливаются на: продукцию предприятий-монополистов; базовые (для экономики данной страны) ресурсы; социально-значимые товары. Система государственных цен состоит из двух элементов: регулируемые цены, учитывающие изменения экономической конъюнктуры, и фиксированные, которые жестко устанавливаются правительством.

"Мировые" цены применяются в международной торговле. Хотя международная торговля характеризуется множеством цен на один и тот же товар (отражая специфику региона, условий и времени коммерческих сделок), "мировой ценой" считаются цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки.

Розничными называют цены, по которым товары продают в розничной тортовой сети, т.е. в условиях продажи индивидуальным покупателям (в число которых могут входить и организации) при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере организациям.

Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется в крупных партиях. Система оптовых цен применяется в торговосбытовых операциях между: фирмами (заводами); фирмами и посредниками (дилерами, органами материально-технического обеспечения); фирмами (или посредниками) и торговыми организациями.

На морском транспорте, как и в других отраслях производства, продукция имеет определенную цену. Транспортные затраты включаются в оптовую цену продукции, по которой предприятия осуществляют реализацию своей продукции предприятиям-потребителям. Поэтому любое изменение цен на транспорте влияет на формирование оптовых, а значит, и розничных цен во всех отраслях народного хозяйства.

Правильно построенные цены на перевозку должны отражать ее стоимость, т.е. общественно необходимые затраты труда. Лишь в этом случае они объективно покажут транспортные издержки при решении задач рационального размещения в стране территориально-производственных комплексов; приближения предприятий обрабатывающей промышленности к источникам сырья, топлива и энергии; правильного распределения перевозок между видами транспорта.

Ценообразование на морском транспорте имеет свои отличительные особенности:

Во-первых, цена устанавливается на перемещение, не имеющее вещного вида, в отличие от оптовых и розничных цен которые устанавливаются на конкретную продукцию.

Во-вторых, морской транспорт осуществляет не только перевозку но и другие услуги; погрузочно-разгрузочные работы, складирование грузов, дноуглубительные работы, ледокольные проводки, производит ремонт флота и каждому виду деятельности соответствует своя цена условия ее построения и различный порядок утверждения

В-третьих, ценообразование в каботаже и в заграничном плавании существенно отличается. Цены на перевозки в каботаже устанавливаются на основе себестоимости перевозок с учетом определенных накоплений - прибыли. Цены на перевозки грузов в заграничном плавании устанавливают на базе ставок мирового фрахтового рынка.

Существует множество факторов, влияющих на цену транспортной услуги:

- характер груза;

- количество груза;

- готовность груза к отгрузке;

- подверженность груза повреждениям;

- ценность товара;

- подверженность груза хищениям;

- характер упаковки, укладка, транспортабельность груза;

- конкуренция со стороны других транспортных фирм;

- стоимость погрузочно-разгрузочных работ;

- постоянные и переменные расходы;

- страховка;

- возможность обеспечения обратной загрузки и другие.

Цена морской перевозки, тариф и фрахт

Производственные фонды транспорта присоединяют стоимость своих составных частей - технических средств и рабочей силы - к стоимости перевозимых грузов. Значение присоединяемой стоимости зависит в основном от расстояния перевозки и от массы перевозимых грузов. Она определяется теми же экономическими законами, которые регулируют ценообразование в товарном производстве. На этой основе возникла необходимость установления платы за перевозку, образовалась цена за услуги морского транспорта. Между грузовладельцами и перевозчиками сложились отношения купли-продажи, где цена перевозки обычно определяется соглашением сторон.

Цена продукции морского транспорта в условиях возрастающей конкурентной борьбы судоходных предприятий потеряла свои национальные особенности и стала международной, рыночной, выступающей в форме тарифов и фрахтов. Эти разновидности цены продукции морского транспорта различаются как по форме, так и по своему экономическому содержанию. Фрахт (общая стоимость рейса судна), а тариф (за единицу массы/веса или объема/меры).

Фрахт представляет собой установленную в договорном порядке цену за конкретную перевозку, обязательную только для договаривающихся сторон. Фрахт устанавливается в результате двустороннего соглашения между перевозчиком (фрахтовщикам) и грузовладельцем (фрахтователем). Фрахт фиксируется в договоре на морскую перевозку.

Фрахты и международных перевозках являются рыночной ценой транспортной продукции, и их уровень колеблется под влиянием спроса и предложения, а следовательно, конъюнктура мирового фрахтового рынка весьма неустойчива. На нее влияют подъемы и спады промышленного производства, а также военные конфликты и другие факторы.

Величина фрахтовой ставки, при прочих равных условиях зависит:

-от рода и транспортных характеристик груза;

-расстояния и направления перевозки;

-условий рейса и, связанных с ним расходов, которые несет судно (портовые сборы, стоимость погрузки/выгрузки и т.п.);

-сезона перевозки;

-конъюнктуры фрахтового рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: