Проблема истины в познании. Критерии истины

Представление об истине разрабатывалось на протяжении всего периода существования философской и естественнонаучной мысли. Первое определение истины было дано Аристотелем, оно стало основой классического или традиционного определения как «соответствия мыслей и вещей». В классической концепции: истина – это соответствие знаний действительности.

Априористская концепция, в основе которой лежит убеждение в том, что истина или ряд истин изначально присущи человеку или человеческой душе в виде некого доопытного знания, заложенного в его сознании изначально.

Когерентная концепция истины в первом своём варианте утверждает, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено.Когеренция(от латинского – внутренняя связь), с их точки зрения, истинность основана на согласованности предложений в определенной системе. Любое новое предложение истинно, если оно может быть введено в систему, не нарушая ее внутренней непротиворечивости. Быть истинным – значит быть элементом непротиворечивой системы. При этом система понимается как языковая структура.

Суть прагматистской концепции сводится к тому, что знание должно быть оценено как истинное, если способно обеспечить получение некоего реального результата. Иными словами, истинность отождествляется здесь с пользой или результативностью. В принципе, знание, особенно научное, весьма прагматично. Представители конвенционалистской концепции истины утверждают, что истина есть всегда продукт гласного соглашения между участниками познавательного процесса.

Существует фасификационный подход к рассматрению истины фальсификация (от латинского falsus – ложный и facio – делать) – один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез, теорий) путем их опровержения при сопоставлении с полученными данными в результате эмпирического опыта. В основе Фальсификации лежит формальнологическое отношение, согласно которому теоретическое высказывание является опровергнутым, если его отрицание логически следует из множества совместимых между собой утверждений и наблюдений. Опираясь на это логическое отношение, Поппер ввел в противовес неопозивистскому принципу верификикации, принцип Фальсификации. Согласно Попперу, статусом научности обладают лишь такие высказывания, которые могут быть фальсификационными.

Принцип Верифицируемости (верификация) (от латинского – доказывать истину) – один из исходных принципов логического позитивизма, согласно которому истинность всякого утверждения о мире должна быть, в конечном счете, установлена путем его сопоставления с чувственными данными. В основе верифицируемого принципа лежит тезис о том, что познание вообще не может выйти за пределы чувственного опыта. При этом различается непосредственная верифицируемость утверждений, прямо описывающих данные опыта, и косвенная верифицируемость путем логического сведения какого либо положения к прямо верифицируемым утверждениям. Явная несостоятельность верифицируемого принципа, сводящего знание о мире к «непосредственно данному», лишающего познавательного значения научные утверждения, которые нельзя проверить опытом, вынудила логических позитивистов принять ослабленный вариант этого принципа в виде частичного и косвенного опытного подтверждения научных положений. В этой форме он выражал лишь общие требования согласования теоретических положений с эмпирическими фактами, которое должно сочетаться с другими факторами и критериями приемлемости теоретического знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: