Виды и формы контроля

Учитывая специфику ИЯ как учебного предмета целесообразно различать следующие виды контроля: итоговый, промежуточный, текущий и предварительный (или предваряющий).

4. итоговый контроль имеет две особенности.

- проверке подлежат речевые умения в чтении, аудировании, говорении (как в монологической, так и в диалогической форме) и письме. Это требование обусловлено тем, что проверка должна установить уровень коммуникативной компетенции в целом.

- подобной проверке должен быть подвергнут каждый ученик в отдельности. Но такой контроль невозможно осуществить в ходе традиционного экзамена Следовательно, до конца учебного года или всего курса обучения ИЯ проводится подобная проверка с целью определения того, достиг или не достиг каждый учащийся требуемого уровня обученности. Это в свою очередь повлечет за собой изменение подхода к выбору контрольных заданий. Они должны быть даны в виде тестов или тестовых заданий, что обеспечит возможность более объективного подведения итогов.

1. промежуточный (завершающий раздел) контроль проводится после целой цепочки уроков, посвященных какой-либо теме или блоку. Поэтому уместно утверждать, что объектом контроля в этом случае будут речевые умения. Однако в отличие от итогового контроля проверке могут подлежать не все виды речевой деятельности, а лишь некоторые из них. Кроме того, проверка будет носить фронтальный, а не индивидуальный характер.

2. текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы учащихся. Основным объектом контроля будут языковые умения и навыки. Это, однако, не исключает проверки речевых умений в ходе их формирования.

Нетрудно заметить, что все перечисленные виды контроля составляют как бы единую систему: текущий контроль подготавливает промежуточный, а последний в свою очередь готовит к итоговому.

4. предварительный, или предваряющий, контроль. Для изучения ИЯ очень важно, чтобы у учащихся не было значительных пробелов, в противном случае нельзя двигаться вперед. Всего этого точно не знает учитель, приходя в новую группу. Для того чтобы они полноценно включились в работу группы, учитель должен знать их слабые и сильные стороны. Оценки, выставленные в предыдущей школе, не могут в настоящее время служить надежным ориентиром из-за отсутствия объективных способов контроля. При знакомстве с новой группой целесообразно проверить фронтально уровень сформированное™ речевых умений. Идеально было бы провести индивидуальную проверку каждого ученика, но это невозможно из-за недостатка времени. Возможна также проверка сформированное™ отдельных языковых навыков, учитывая наиболее трудные для усвоения явления.

Формы:

8. Устный контроль (опрос) или собеседование (вопросно-ответная форма)

9. Письменный контроль (контрольные задания)

10. Тестирование

11. Экзамен

Опрос может быть фронтальным, индивидуальным, комбинированным, взаимным. 3. Контроль РУ

При контроле УР важными являются не только языковые ошибки, но и умение выражать свои мысли.

Контроль экспрессивной УР (монолог и диалог) Основные критерии:

1. Соответствие высказывания заданной теме или ситуации.

2. Количество фраз, построенных по моделям изучаемого языка.

3. Разнообразие моделей.

При наличии указанных показателей учащийся может получить «3», т.к. качество УР зависит от фонетики, лексики, грамматики, что позволяет повысить оценку до «5». Если дополнительные ошибки в одном из дополнительных показателей, то ответ оценивается на «4».

Контроль MP может осуществляться фронтально и индивидуально. На начальном этапе обучения преимущество отдается фронтальным видам работы, а на среднем и старшем - индивидуальным. Все письменные приемы контроля исключаются.

Невозможны следующие виды контроля, тогда как в процессе обучения они полезны.

3. Перевод с РЯ на ИЯ (нет своих мыслей)

3. Пересказ прочитанного или прослушанного Возможны следующие приемы контроля:

12. Высказывание по ситуации

13. Рассказ по картинке

14. Ответы на вопросы, требующие развернутого объяснения.

В старших классах особенно важно выражать свое отношение и давать оценку событиям.

Контроль ДР

1. Умение говорить по ситуации

2. определить количество фраз, построенных по моделям языка

3. разнообразие моделей

4. участие собеседников в равной степени в диалоге

5. умение поддержать беседу (наличие фраз, стимулирующих собеседника к продолжению разговора)

Основным приемом контроля ДР является беседа по ситуации. Можно предложить прослушивание и чтение рассказа и его обсуждения.

Контроль рецептивных видов РД (чтение и аудирование)

Достаточно сложно поводить контроль умений и навыков аудирования, т.к. нельзя проверить результаты внутренней мыслительной деятельности. Поэтому контроль осуществляется через другие виды РД.

На разных этапах обучения от учащихся требуется различное проникновение в смысл сообщений, различная глубина понимания. Чем сложнее текст, тем труднее проверить понимание отдельными действиями, тем чаще приходится прибегать к воспроизведению: полному (пересказ) или частичному (ответы на вопросы, выбор правильных утверждений). При воспроизведении текст подвергается реконструкции и по форме и по объему информации.

Есть главное, второстепенное и детали, которые могут быть опущены. Процент избыточной информации может составлять до 50 %. При определении степени понимания текста, нужно оценить, о чем сказано прямо в тексте, а что вытекает из сказанного, умение выделять главное, второстепенное и детали, умение осмыслить услышанное, глубина понимания. Если примысливание при этом противоречит содержанию, то такие факты расцениваются как неправильные. К наиболее эффективным приемам проверки понимания на слух следует отнести: пересказ на РЯ, ответы на вопросы, выбор правильных утверждений.

При чтении таким показателем служит скорость чтения. При овладении техникой чтения - это основной критерий. При ознакомительном чтении приемы проверки те же, что и при аудировании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: