Каждый вид РД характеризуется своей структурой и психологическим содержанием.
I. Мотивационно-побудительная часть
Мотив чтения – общение посредством печатного текста.
Цель – получить информацию.
Предмет деятельности – мысль в тексте. Чтение направлено на то, чтобы воссоздать чужую мысль, закодированную в тексте.
II. Аналитико-синтетическая часть
Обработка поступающего сообщения.
Декодирование информации: эксплицитно выраженная информация – понимание на уровне значения; имплицитно выраженная информация – понимание на уровне смысла (подразумеваемое, скрытое, внутреннее).
III. Исполнительская часть
Внешне не выражена, сливается воедино с предыдущей фазой (как и в аудировании).
Продукт чтения – умозаключение
Результат – понимание (с разной точностью и глубиной), непонимание; реакция на прочитанное.
Текст Субъект
Адекватное понимание возможно только тогда, когда автор текста и субъект деятельности чтения полностью равны, но этого почти никогда не бывает.
Уровни понимания иноязычного текста (Клычникова):
- Понимание отдельных слов.
- Понимание словосочетаний.
- Понимание трех планов сообщения (логического, эмоционального, побудительного) – поверхностное понимание.
- Полное понимание логического содержания текста (наступает при 15-20% незнакомой лексики).
- Понимание общего содержания и деталей.
- Понимание переносного значения (метафор и идиом).
- Чтец превращается в лицо сопереживающее (наступит или нет эта фаза понимания, зависит от наличия мотива чтения).
М.М. Бахтин, автор философской концепции диалога, также высказывал идею о расчленении понимания на отдельные акты. Он подчеркивал, что «в действительном реальном, конкретном понимании они неразрывно слиты в единый процесс понимания, но каждый отдельный акт имеет идеальную смысловую (содержательную) самостоятельность и может быть выделен из конкретного эмпирического акта» (1986 (2), с.381):
1. Психофизиологическое восприятие физического знака (слова, цвета, пространственной формы).
2. Узнавание его (как знакомого или незнакомого), понимание его повторимого (общего) значения в языке.
3. Понимание его значения в данном контексте (ближайшем или более далеком).
4. Активное диалогическое понимание (спор-согласие), включение в диалогический контакт.