Характеристика чтения как вида речевой деятельности

Каждый вид РД характеризуется своей структурой и психологическим содержанием.

I. Мотивационно-побудительная часть

Мотив чтения – общение посредством печатного текста.

Цель – получить информацию.

Предмет деятельности – мысль в тексте. Чтение направлено на то, чтобы воссоздать чужую мысль, закодированную в тексте.

II. Аналитико-синтетическая часть

Обработка поступающего сообщения.

Декодирование информации: эксплицитно выраженная информация – понимание на уровне значения; имплицитно выраженная информация – понимание на уровне смысла (подразумеваемое, скрытое, внутреннее).

III. Исполнительская часть

Внешне не выражена, сливается воедино с предыдущей фазой (как и в аудировании).

Продукт чтения – умозаключение

Результат – понимание (с разной точностью и глубиной), непонимание; реакция на прочитанное.

Текст Субъект

Адекватное понимание возможно только тогда, когда автор текста и субъект деятельности чтения полностью равны, но этого почти никогда не бывает.

Уровни понимания иноязычного текста (Клычникова):

  1. Понимание отдельных слов.
  2. Понимание словосочетаний.
  3. Понимание трех планов сообщения (логического, эмоционального, побудительного) – поверхностное понимание.
  4. Полное понимание логического содержания текста (наступает при 15-20% незнакомой лексики).
  5. Понимание общего содержания и деталей.
  6. Понимание переносного значения (метафор и идиом).
  7. Чтец превращается в лицо сопереживающее (наступит или нет эта фаза понимания, зависит от наличия мотива чтения).

М.М. Бахтин, автор философской концепции диалога, также высказывал идею о расчленении понимания на отдельные акты. Он подчеркивал, что «в действительном реальном, конкретном понимании они неразрывно слиты в единый процесс понимания, но каждый отдельный акт имеет идеальную смысловую (содержательную) самостоятельность и может быть выделен из конкретного эмпирического акта» (1986 (2), с.381):

1. Психофизиологическое восприятие физического знака (слова, цвета, пространственной формы).

2. Узнавание его (как знакомого или незнакомого), понимание его повторимого (общего) значения в языке.

3. Понимание его значения в данном контексте (ближайшем или более далеком).

4. Активное диалогическое понимание (спор-согласие), включение в диалогический контакт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: