Подход Роговой Г.В.:
А) лингвистический компонент:
Языковой (буквы, буквосочетания, словосочетания) и речевой материал (текст)
Б) Психологический компонент:
Навыки – чтения слов, словосочетаний, предложений, текста.
Умения – действия чтения (Мануэльян):
1) антиципация (по заголовку, по началу предложения, по иллюстрации) – важно для снижения уровня тревожности.
2) Вычленение единиц смысловой информации
3) Сокращение текста
4) Интерпретация текста («присвоение» Лапидус Б.А.)
Уровни интерпретации (Серебрякова Н.П.):
· Констатация-пересказ
· Комментирование (почему?)
· Рассуждение – привлечение личного тезауруса
· Обобщение – совпадение или несовпадение суждений автора и реципиента
В) Методический (методологический) компонент
Умение читать сосредоточенно,
пользоваться справочной литературой,
читать по ключевым словам,
пользоваться транскрипцией,
осуществлять языковую и контекстуальную догадку.
Подход Лернера, Пассова
Вводят в содержание обучения 4-й компонент – мотивы и отношение к деятельности.
Здесь особенно важен подбор текстов, соответствующих интересам детей.
Есть проблема учебного чтения (если мы что-то обязаны читать, автоматически пропадает желание делать это).
Мотив в учебном процессе создается в основном за счет КЗ.
Но вести учащихся нужно к так называемому личностному чтению, когда человек читает сам по своей инициативе для себя.