В обучении ИЯ чтение может быть и целью и средством обучения.
для формирования навыков
для развития других умений (аудирования, говорения, письменной речи)
для ознакомления с учебным материалом
Чтение как цель имеет различные формы:
Чтение как цель
Чтение вслух Чтение про себя
(шепотное чтение)
для неграмотных, детей, слабовидящих
декламация
По степени глубины извлекаемой информации:
· просмотровое (поисковое) – с выборочным пониманием (с пониманием нужной, интересующей информации) selektives Verstehen, selektiv lesen
· ознакомительное – с общим пониманием, globales Verstehen
· изучающее – с полным пониманием, totales Verstehen
Характер текста коррелирует с видом чтения (расписание поездов мы читаем поисковым чтением, художественный текст – с общим пониманием, а инструкции – изучающим чтением).
? Что является конечной целью обучения – чтение вслух или про себя?
Чтение вслух является дидактическим средством для обучения чтению про себя.
Раньше чтение выдвигалось в качестве целевой доминанты в обучении ИЯ (в старом госстандарте). Ставилась цель: достижение продвинутой компетенции в чтении, а в других видах РД – элементарной коммуникативной компетенции.
|
|
Почему?
· Для чтения необходим больший запас лексики и грамматики, владение всеми способами смысловой переработки информации для практического использования чтения.
· Чтение более доступно учащимся (в условиях недостаточной устно-речевой практики).
· Чтение – источник приобщения к культуре страны изучаемого языка.
· Чтение – основа для развития других умений и самостоятельного доучивания ИЯ.
Сейчас все виды РД в Госстандарте равнозначны и равноправны (конкретные требования посмотреть к семинару и заполнить таблицу по ступеням образования).