В результате интенсивных двигательных действий, особенно в основной части урока, в работающих мышцах скапливаются продукты распада, в результате чего по истечении некоторого времени в отдельных случаях занимающиеся ощущают скованность и даже легкую боль.
Эти явления естественны и ни в какой мере не угрожают здоровью. Однако они могут снизить работоспособность занимающихся в последующих занятиях. И хотя продукты распада устраняются естественным путем, можно эти процессы значительно ускорить, применяя массирующие упражнения (потряхивания, расслабления, массаж) и душ.
Таким образом, ускорение восстановительных процессов — одна из задач заключительной части урока.
Заканчивая урок, преподаватель должен подвести его итоги (что получилось хорошо и чего не удалось сделать в полной мере); воодушевить тех, кому не удались некоторые упражнения (объяснить причины неудач, посоветовать, как надо работать дальше, дать задания для домашних занятий), и, наконец, рассказать о плане последующего занятия.
Если позволяют условия, в этой части урока желательно применять упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния занимающихся: игры, танцы, ходьбу с песней и т. п. Педагогическое значение этих упражнений трудно переоценить. Они создают у занимающихся бодрое, жизнерадостное настроение и повышают желание регулярно посещать занятия гимнастикой.