Стадии конфликта. Конфликты представляют собой процесс, имеющий начало и завершение

Конфликты представляют собой процесс, имеющий начало и завершение. Вне зависимости от особенностей протекания конфликта выделяют следующие его стадии.

1. Зарождение, или возникновение разногласий. На этой стадии конфликт имеет скрытый характер и проявляется как недовольство, выражаемое в словесной форме, недоброжелательном поведении (замкнутость, недоверие, распространение слухов и пр.).

2. Формировании конфликта (нарастание). На этой стадии происходит консолидация сторон конфликта и выдвижение требований друг к другу.

3. Расцвет (эскалация). Стороны переходят к активным действиям, блокируя друг другу возможность достижения целей и намерений.

4. Угасание (спад). Это стадия полного или частичного разрешения конфликта, которое происходит в результате либо исчерпания ресурсов одной или обеими сторонами, либо достижения между ними соглашения, либо «устранения» одной из сторон.

Существует четыре основных типа конфликта:

Внутриличностный конфликт. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Часто возникает, если работник находится в подчинении у 2 начальников.

Межличностный конфликт. Самый распространенный тип конфликта. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, или одобрение проекта. Может проявляться как столкновение личностей. Положительная сторона- это конкуренция, которая ведет к проявлению самых лучших качеств и развитию.

Конфликт между личностью и группой. Может возникнуть, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. И может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя. Например, когда руководитель вынужден принять дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар - изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда, или саботировать его решения.

Межгрупповой конфликт. Частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между отделами, из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации. Например, производство и снабжение часто обвиняют друг друга, бухгалтерия всегда вызывает нарекание и возмущение своей медлительностью и перепроверками…

Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Основными причинами конфликта являются:

  1. Распределение ресурсов. Люди всегда хотят получать больше, и необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта Руководство должно решить, как распределить материалы, людей и финансы между различными задачами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации.
  2. Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Также может возникнуть конфликт, где причиной будет взаимозависимость производственных отношений.
  3. Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.
  4. Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды и аспекты ситуации, которые, благоприятны для их личных потребностей. Различия в ценностях - весьма распространенная причина конфликта.
  5. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Исследования показывают, что люди авторитарные безразличные к такому понятию как самоуважение, скорее вступают в конфликт. Другие исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и т.д. уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.
  6. Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Основные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт: неоднозначные критерии оценки, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений. Плохие коммуникации действуют как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: