ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА. Если проблема может быть решена путем, который приемлем для всех сторон, в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, устраняет враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли.
Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к противоборству в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
Конфликт может также уменьшить проявление «синдрома покорности», когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей. Это улучшает качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи ведут к лучшему пониманию ситуации.
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА. Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей.
1. Неудовлетворенность, плохое настроение, рост текучести кадров и снижение производительности.
|
|
2. Меньшая степень сотрудничества в будущем. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.
3. Больше непродуктивной конкуренции между группами организации.
4. Представление о другой стороне как о «враге»; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных. Придание большего значения «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.
Методы разрешения конфликтов:
- Разъяснение требований к работе - это разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Подчиненные должны понять, чего ждут от них в каждой ситуации.
- Механизмы координации. Один из самых распространенных механизмов — цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться
- Общие цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий всех сотрудников, групп или отделов. Основная идея - направить усилия всех участников на достижение общей цели. Например во многих компаниях для этого служит миссия, которая разъясняет и пропагандирует общую цель организации, потому что понимание общей цели- это как важная часть работы.
- Система вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общих целей, помогают другим должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием, повышением по службе.
Межличностные стили разрешения конфликтов:
|
|
- Уклонение. Человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта — это «не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями.
- Сглаживание. Этот стиль диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что "мы все - одна команда, и не следует раскачивать лодку". Однако пытаясь сгладить конфликт, успокоить человека, чаще всего, уходят от его причин, и проблема остается нерешенной. Следовательно, через некоторое время она опять возникнет с большей силой и тогда возможен взрыв.
- Принуждение. Превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Этот стиль может быть эффективен в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Например: Армия, госслужба, силовые структуры. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у высококвалифицированного персонала.
- Компромисс. Характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важному решению может помешать диагнозу проблемы и сократить количество альтернатив. Такой компромисс — это удовлетворенность тем, что доступно, а поиск того, что является оптимальным».
- Решение проблемы. Признание существования различных точек зрения, и попытка найти курс действий, приемлемый для всех сторон. В сложных ситуациях, точная информации является существенным фактором для принятия здравого решения, поэтому появление конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы. Другие стили тоже могут ограничивать или предотвращать конфликтные ситуации, но они не приведут к оптимальному решению вопроса» потому что не все точки зрения были изучены одинаково тщательно. (Например субботник. Многие не хотят участвовать и ссылаются на разные причины. Можно предложить разным людям участвовать по разному, кому- то деньгами, … и проблема будет решена)