Прошлое не прошло» (Проблемы исторического прошлого в произведениях художественной литературы)

День сегодняшний – это следствие дня вчерашнего. Наверное, эта истина понятна каждому здравомыслящему человеку, вот почему на самом деле минувшее не только остается в нашей памяти, оно активно влияет на нашу современность.

Мы имеем возможность, изучая прошлое, как законченный фрагмент действительности, лучше понять день сегодняшний.

Яркие примеры, свидетельствующие о том, что уроки прошлого важны для нас, мы находим в стихотворении Ф. Тютчева «Цицерон», в трагедии Пушкина «Борис Годунов», в его поэме «Полтава», в рассказе Лескова «Левша» и т.д.

Начните сочинение рассуждением о том, что опыт прошлого помогает нам лучше ориентироваться в жизни. Можете привести какой-то яркий факт из истории, чтобы доказать эту мысль.

Затем напишите, что многие писатели обращались к изображению прошлого. Назовите писателей, их произведения.

Сделайте переход к тому произведению, о котором вы будете писать. Коротко расскажите об авторе, о том, какие темы преобладали в его творчестве, объясните, почему он обращался к теме прошлого.

Затем расскажите о выбранном произведении: какая эпоха в нем отразилась, какие особенности свойственны этому историческому периоду, какой человеческий тип тогда формировался.

Приведите наиболее яркий пример, который доказывает полезность того опыта, который воплощен в выбранной вами книге.

Сделайте итоговый вывод о том, что художественное произведение воплощает бесценный опыт поколений.

4. «Колокол на башне вечевой» (вопросы, которые ставит перед читателем художественная литература, и ответы, которые она дает на эти вопросы)

Это, наверное, самая универсальная тема, которая может быть раскрыта на материале любого произведения. Этот тематический блок удобен для тех, кто хорошо знает несколько художественных произведений. В этом случае он имеет возможность самостоятельно сформулировать те проблемы, которые вам кажутся наиболее важными.

План текста развертывается точно так же, как мы говорили выше.

5. «А что такое гражданин? Отечества достойный сын!» (тема патриотизма в произведениях русской литературы)

Л. М. Леонов писал, что высшей ценностью для мыслящего человека является отчий дом, и сравнивал людей, которые живут по принципу «где мне хорошо, там моя родина» с симментальской коровой. Подумайте над смыслом этой формулировки! Леонов говорит, что чувство патриотизма – это черта развитой, высокоорганизованной личности, неспособность любви говорит об нравственной убогости человека, о том, что его жизнь определяется витальными, биологическими потребностями.

Это положение о том, что патриотизм – это форма, позволяющая личности раскрыть свой потенциал, развить в себе лучшие человеческие качества, может лечь в основу вашей работы.

Для аргументации можете привлечь следующие произведения:

1) рассказ Н. С. Лескова «Левша». Безымянный мастер проявляется бескорыстную любовь к родине, проявляет ответственность за ее судьбу. Вспомните, как англичане пытались сманить его, суля богатства, и с каким достоинством Левша отстаивает свое право жить не там, где хорошо, а там, где его родина. Вспомните, как спешит он на родину, чтобы сообщить военную тайну англичан, которые для чистки ружей использует не кирпичную пыль, а ружейное масло.

2) баллада М. Ю. Лермонтова «Бородино». В этом произведении поэт определяет формулу богатырства: богатырем человек становится, если им движет богатырская цель – защита родины.

3) Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Автор показывает ценность патриотизма как средства решения жизненных противоречий. Два брата шли разными путями. Для Остапа главным стало служением своей родине, защита веры, дружба, товарищество, отец. Для Андрия главным стало любовь к прекрасной полячке. Писатель показывает, что эти ценности определили разные жизненные дороги для этих персонажей: позорная смерть предателя от руки отца для одного, героическая смерть для другого. Гоголь доказывает, что любовь к родине позволяет человеку сделать правильный жизненный выбор.

4) Д. И. Фонвизин «Недоросль»

В комедии Фонвизин показывает, что ценность человека определяется тем, в какой мере от может служить благу родины. Тупой, ленивый обжора – это гражданин, не патриот, это всего лишь полуживотное, вот почему красивая девушка отвергает этого «скота» ради другого – боевого офицера, для которого служение родине является смыслом жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: