Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
№ 1
по дисциплине « Психология развития и возрастная психология »
Для специальности
030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)
ТЕМА: «Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Проблема развития»
Утверждены на кафедральном заседании
протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой
д. псх. н. _________ Логинова И.О.
Составитель:
к. псх.н. ________ Колкова С.М.
Красноярск
Занятие № 1
Тема: Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Проблема развития.
2. Форма организации занятия: семинарское занятие.
3. Значение изучения темы:
· Учебное – формирование представлений о предмете, задачах и методах возрастной психологии, о проблеме развития
· Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.
|
|
· Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.
4. Цели обучения:
на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о периодизациях психического развития, знать типологизацию периодизаций, уметь выделять предмет, задачи и методы возрастной психологии; формулировать проблему развития
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний (фронтальный опрос):
1. Какое место занимает психология развития и возрастная психология среди других психологических знаний?
2. Каковы характеристики детства?
3. Какие факторы определили развитие возрастной психологии как науки?
4. Охарактеризуйте связь возрастной и общей психологии.
5. Охарактеризуйте связь возрастной психологии и психологии личности.
6. Охарактеризуйте связь возрастной и социальной психологии.
7. Охарактеризуйте связь возрастной и педагогической психологии.
8. Охарактеризуйте связь возрастной и дифференциальной психологии.
9. Каковы основные области применения психология развития и возрастной психологии?
Основные понятия и положения темы
Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объектом изучения возрастной психологии является развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Возрастная психология занимается изучением возрастных изменений людей, проявляющихся в их поведении, стремится объяснить, почему эти изменения происходят.
|
|
Предмет возрастной психологии - факты, механизмы и закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения до завершения жизненного пути, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, темп и направленность психического развития.
Возрастная психология ставит перед собой ряд теоретических и практических задач. Эти задачи определяют значимость возрастной психологии среди других психологических наук. Например, огромное значение возрастной психологии в теоретическом плане состоит в изучении психологии ребенка, которая является ключом к пониманию психологии взрослого человека.
Теоретические задачи возрастной психологии: 3) изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на протяжении всего жизненного пути человека: 2) построение периодизации психического развития в онтогенезе, определение понятия «возраст» и установление возрастных норм развития; 3) характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль за ходом и динамикой психического развития. Это предполагает: а) составление развернутых характеристик людей разных возрастных групп; б) изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов: в) изучение возрастных особенностей, возможностей, закономерное гей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний: |) изучение основных особенностей развития при переходе из одного возраста в другой; д) определение места и роли каждого возраста в процессе развития; е) выявление задач и опасностей развития на каждом возрастном этапе.
Практическое значение возрастной психологии связано с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путах и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности.
Практические задачи возрастной психологии: 1) определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека; 2) возрастная и клиническая диагностика; 3) контроль за ходом психического развития детей, оказание помощи родителям в проблемных ситуациях; 4) психологическое сопровождение, помощь в кризисные периоды жизни человека; 5) организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий.
В возрастной психологии используются следующие эмпирические методы психологического исследования:
— Наблюдение - планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Научное наблюдение имеет свою цель, план, объект исследования, не предполагает вмешательства в деятельность испытуемого, предполагает объективность и систематичность, имеет разработан и ые способы фиксации результатов.
— Беседа, интериыа, анкетирование - выявление знаний, умений, установок и представлений путем постановки вопросов испытуемому (в устной или письменной формах).
— Тест - это совокупность заданий или вопросов, предлагаемых испытуемым в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуальных различий.
— Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, музыкального, литературного творчества) - необходим для исследования интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей детей и взрослых.
— Эксперимент ~ предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выявления психологических фактов.
|
|
— Социометрия ~ дает информацию о характере взаимоотношений, складывающиеся между членами группы (в саду, школе, рабочем коллективе), выявление лидера, сплоченности группы.
Исследования по типу организации: 1) лонгитюдные: 2) сравнительные; 3) комбинированные; 4) комплексные.