Основные понятия и положения темы. Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

1

по дисциплине « Психология развития и возрастная психология »

Для специальности

030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

ТЕМА: «Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Проблема развития»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

Заведующий кафедрой

д. псх. н. _________ Логинова И.О.

Составитель:

к. псх.н. ________ Колкова С.М.

Красноярск

Занятие № 1

Тема: Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Проблема развития.

2. Форма организации занятия: семинарское занятие.

3. Значение изучения темы:

· Учебное – формирование представлений о предмете, задачах и методах возрастной психологии, о проблеме развития

· Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

· Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

4. Цели обучения:

на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о периодизациях психического развития, знать типологизацию периодизаций, уметь выделять предмет, задачи и методы возрастной психологии; формулировать проблему развития

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний (фронтальный опрос):

1. Какое место занимает психология развития и возрастная психология среди других психологических знаний?

2. Каковы характеристики детства?

3. Какие факторы определили развитие возрастной психологии как науки?

4. Охарактеризуйте связь возрастной и общей психологии.

5. Охарактеризуйте связь возрастной психологии и психологии личности.

6. Охарактеризуйте связь возрастной и социальной психологии.

7. Охарактеризуйте связь возрастной и педагогической психологии.

8. Охарактеризуйте связь возрастной и дифференциальной психологии.

9. Каковы основные области применения психология развития и возрастной психологии?

Основные понятия и положения темы

Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объектом изучения возрастной психологии является развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Возрастная психология занимается изучением возрастных изменений людей, проявляющихся в их поведении, стремится объяснить, почему эти изменения происходят.

Предмет возрастной психологии - факты, механизмы и закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения до завершения жизненного пути, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, темп и направленность психического развития.

Возрастная психология ставит перед собой ряд теоретических и практических задач. Эти задачи определяют значимость возрастной психологии среди других психологических наук. Например, огромное значение возрастной психологии в теоретическом плане состоит в изучении психологии ребенка, которая является ключом к пониманию психологии взрослого человека.

Теоретические задачи возрастной психологии: 3) изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на протяжении всего жизненного пути человека: 2) построение периодизации психического развития в онтогенезе, определение понятия «возраст» и установление возрастных норм развития; 3) характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль за ходом и динамикой психического развития. Это предполагает: а) составление развернутых характеристик людей разных возрастных групп; б) изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов: в) изучение возрастных особенностей, возможностей, закономерное гей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний: |) изучение основных особенностей развития при переходе из одного возраста в другой; д) определение места и роли каждого возраста в процессе развития; е) выявление задач и опасностей развития на каждом возрастном этапе.

Практическое значение возрастной психологии связано с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путах и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности.

Практические задачи возрастной психологии: 1) определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека; 2) возрастная и клиническая диагностика; 3) контроль за ходом психического развития детей, оказание помощи родителям в проблемных ситуациях; 4) психологическое сопровождение, помощь в кризисные периоды жизни человека; 5) организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий.

В возрастной психологии используются следующие эмпирические методы психологического исследования:

Наблюдение - планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Научное наблюдение имеет свою цель, план, объект исследования, не предполагает вмешательства в деятельность испытуемого, предполагает объективность и систематичность, имеет разработан и ые способы фиксации результатов.

Беседа, интериыа, анкетирование - выявление знаний, умений, установок и представлений путем постановки вопросов испытуемому (в устной или письменной формах).

Тест - это совокупность заданий или вопросов, предлагаемых испытуемым в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуальных различий.

Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, музыкального, литературного творчества) - необходим для исследования интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей детей и взрослых.

Эксперимент ~ предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выявления психологических фактов.

Социометрия ~ дает информацию о характере взаимоотношений, складывающиеся между членами группы (в саду, школе, рабочем коллективе), выявление лидера, сплоченности группы.

Исследования по типу организации: 1) лонгитюдные: 2) сравнительные; 3) комбинированные; 4) комплексные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: