Основные понятия и положения темы. по дисциплине «Психология развития и возрастная психология»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Психология развития и возрастная психология »

Для специальности

030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 10

ТЕМА: «Среднее детство»

Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

Заведующий кафедрой

д. псх.н., доцент Логинова ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

Составитель (-ли):

к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

Красноярск

Занятие № 10

Тема: «Среднее детство».

2. Форма организации занятия: семинарское занятие

Значение изучения темы

· Учебное – формирование представлений о среднем детстве, понимания специфичности и уникальности психологического возраста.

· Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

· Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

4. Цели обучения:

на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о среднем детстве человека, знать авторов описывавших среднее детство, уметь выделять отличительные черты среднего детства.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний (фронтальный опрос).

- Расширение границ предметного мира.

- Места, посещаемые детьми.

- Ведущий вид деятельности.

- Психологическая готовность к школьному обучению.

- Учебная деятельность.

- Умение учиться.

Основные понятия и положения темы

Основные понятия: учебная деятельность, физические измене­ния, школьное учение, произвольность психических процессов, внут­ренний план действий, наглядно-образное мышление, отвлеченное мышление, межличностные отношения, качества личности, дружба.

Младший школьный возраст - среднее дет­ство - возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в 1-Ш (IV) классах современной отечественной начальной школы. В других странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (например, во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст). Как особый период детства младший школьный воз­раст выделился сравнительно недавно, когда в экономически развитых странах основная масса детей стала обучаться в неполной или полной средней школе. Этот период отсутствует у детей, не обучающихся в школе. Не выделяется он и тогда, когда начальное обучение - единст­венная ступень образования.

В младшем школьном возрасте у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей деятельностью. Младший школьник переходит от игры к учению как основному спо­собу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Будучи переходным, младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка.

В этом возрасте происходят существенные физические измене­ния в органах и тканях тела. Формируются изгибы позвоночника, хотя окостенение скелета еще не заканчивается. Отсюда большая подвиж­ность и гибкость костей. У младших школьников крепнут мышцы и связки (растет их объем, увеличивается сила). Крупные мышцы разви­ваются раньше мелких, дети лучше выполняют сравнительна сильные и размашистые движения, чем движения, требующие точности. Интен­сивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, увели­чивается его выносливость. Благодаря сравнительно большому диа­метру сонных артерий головной мозг хорошо снабжается кровью, что является важным условием его работоспособности. Наблюдается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя склонность к возбуждению у младших школьников еще велика (непоседливость и некоторые другие черты поведения). Все эти изменения создают благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для вхождения ребенка в учебную деятельность, тре­бующую не только умственного напряжения, но и физической вынос­ливости.

Отличие школьного учения от других видов учебной деятельно­сти состоит в том, что его главной целью является усвоение научных знаний и основ научно-теоретического мышления. В процессе учения ребенок приобретает умение выделять и мысленно удерживать учеб­ные задачи, т. е. образцы того, что нужно усвоить и чем надо овладеть. Он учится выполнять также предметные и умственные действия, по­средством которых происходит полноценное усвоение этих образцов (например, умение группировать материал, составлять схемы его из­ложения и т. д.). Младшие школьники учатся прослеживать связи сво­их действий с получаемыми результатами, а также корректировать свои действия в соответствии с образцами, т. е. овладевают умением контролировать и оценивать собственную учебную работу.

На основе учебной деятельности в младшем школьном возрасте формируются два основных психологических новообразования - про­извольность психических процессов и внутренний план действий (их выполнение в уме). Решая учебную задачу, учащийся вынужден, например, направлять и устойчиво сохранять свое внимание на таком материале, который хотя сам по себе ему и не интересен, но нужен и важен для последующей работы. Так формируется произвольное вни­мание, сознательно концентрируемое на нужном объекте. В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания и воспроизведения, благодаря которым они могут излагать материал выборочно, согласно его смысловым связям и т. п. Решение разнооб­разных учебных задач требует от детей осознания замысла и целей действий, определения условий и средств их выполнения, умения про себя примеривать возможность их осуществления, т. е. требует внут­реннего плана действий.

Произвольность психических функций и внутренний план дейст­вий - проявления способности учащихся к самоорганизации своей деятельности. Эта способность возникает в результате сложного про­цесса интериоризации внешней организованности поведения ребенка, создаваемой первоначально взрослыми людьми, и особенно учителем, в ходе учебной работы.

В традиционной детской психологии принято было считать, что для детей 6-10 лет характерно лишь наглядно-образное мышление, опирающееся на конкретные представления об окружающих предметах. Это справедливо для тех детей, мышление которых форми­руется при начальном обучении, решающем изолированные эмпирико-прагматические задачи и выключенном из более широкой системы образования. В условиях же современной начальной школы, являю­щейся лишь 1-й ступенью образования и готовящей к дальнейшей учебной деятельности, у младших школьников, как показывает опыт, обнаруживаются более широкие познавательные возможности. Так, наряду с конкретно-образным мышлением у младших школьников в этих условиях формируются простейшие приемы отвлеченного мышления, вскрывающего причины наблюдаемых явлений и дающе­го им объяснение. Благодаря учету этого обстоятельства в программах современного начального обучения углублены теоретические компо­ненты знаний, усвоение которых способствует формированию у детей более широких обобщений, чем в прежней начальной школе.

Важное значение в жизни младших школьников приобретают их межличностные отношения друг с другом, со взрослыми, с учителя­ми, а также чувства, возникающие на основе этих отношений. Особен­ность эмоций в этом возрасте состоит в том, что они более уравнове­шены, чем у детей-дошкольников. Младшие школьники начинают раз­личать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чув­ства, начинают управлять своим настроением, а порой и скрывать его. Вместе с тем для них характерна эмоциональная впечатлительность и отзывчивость.

При формировании качеств личности младшего школьника большую роль играет опыт его коллективной жизни. Его радости и обиды уже связаны с тем, уважают или не уважают его товарищи, до­веряют ли ему, ценят ли его силу и ловкость. Правда, дружба детей этого возраста чаще всего связана с внешними условиями их жизни (сидят за одной партой, ходят в школу одной дорогой и т. п.). Учитель выступает для младшего школьника непререкаемым образцом дейст­вий, суждений и оценок. Младший школьник неосознанно, но прочно усваивает взгляды, оценки и манеру поведения окружающих его лю­дей.

Наряду с учебной деятельностью значительное место в жизни младших школьников занимают игры, особенно игры с правилами. Участие в них способствует формированию у детей произвольности поведения, положительно влияет на физическое и нравственное разви­тие.

5.3. Итоговый контроль знаний:

- ТЕСТ

1. Произвольность поведения — это:

а) сдержанность

б) самостоятельность

в) целеустремленность

г) все перечисленное

2. На становление самооценки младшего школьника решающее влияние оказывает:

а) школьная успеваемость

б) отношения с родителями

в) отношения со сверстниками

г) социальный статус ребенка

3. Самооценка младших школьников:

а) адекватная

б) завышенная

в) заниженная

г) встречаются все эти формы

4. Для младшего школьника одним из центральных моментов ха­рактеристики самого себя становится:

а) принадлежность к определенной группе

б) наличие дома животных

в) школьная успеваемость

г) владение определенными вещами

5. С точки зрения Э. Эриксона, главное достижение младшего школьного возраста:

а) внутренняя позиция школьника

б) чувство компетентности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: