· Тест:
1. Предметом изучения психологии развития является:
а) человек и его поведение;
б) личность человека;
в) психика во всем многообразии ее проявлений;
г) психические процессы.
д) общие закономерности психического развития в онтогенезе.
2. Что из нижеперечисленного не определяет, какими могут быть изменения, происходящие в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой:
а) количественными;
б) профориентационными;
в) эволюционными;
г) качественными;
д) революционными;
е) ситуационными.
3. Составляющими предмета возрастной психологии являются:
а) изменения;
б) понятие возраста;
в) закономерности;
г) практическая психология;
д) детство.
4. Возрастная психология это:
а) отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека;
б) отрасль психологической науки, изучающая наиболее общие психологические закономерности и методы психологии, ее основные понятия;
в) отрасль психологической науки, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп;
г) отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной.
5. Возраст это:
а) синоним души;
б) внутренний мир человека;
в) системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира, построении на этой основе картины мира, саморегуляции поведения, саморегуляции деятельности;
г) переживания и мышление человека
д) цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
6. Соотнесите теории развития личности с их авторами:
а) теория рекапитуляции | К.Бюлер |
б) теория трех ступеней детского развития | Ст.Холл |
в) теория конвергенции двух факторов развития | В.Штерн |
г) психоаналитическая концепция | Ж.Пиаже |
д) когнитивная теория | З.Фрейд |
7. Какие разделы не относятся к структуре возрастной психологии:
а) перинатальная психология;
б) детская психология;
в) психология взрослых;
г) геронтология;
д) эмбриология.
8. Выделите три основных этапа формирующего эксперимента:
а) констатирующий;
б) сравнительный;
в) формирующий;
г) показательный;
д) контрольный;
е) аналитический.
· Психологические задачи
Задание 1. Как известно возрастная психология использует такие методы исследования как наблюдение, эксперимент, социометрия, беседа, интервью, тестирование и т.д.
• Какие из перечисленных методов не имеют возрастных ограничении в применении? Обоснуйте свой ответ.
Задание 2. Наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей.
• Какой вид наблюдения описан?
Задцние 3. Эксперимент проводится в специально созданных условиях, с использованием специальной аппаратуры, действия испытуемого определяются инструкцией,
• О каком виде эксперимента идет речь? Опишите его достоинства и недостатки. Какие еще виды экспериментов применяются в психологических исследованиях? Каковы их достоинства а решении задач возрастной психологии?
Задание 4. В детских садах исследователи часто обращаются к методу социометрии. Что может быть определено с помощью этого метода социометрии? В чем ограничения этого метода?
Задание 5. В возрастной психологин используется такой метод как беседа. В чем специфика данного метода, его достоинства и недостатки?
· Методики вида деятельности
- Вставить пропущенные слова в определение тех основных требований, которые необходимо соблюдать при проведении метода наблюдения
К методу наблюдения предъявляется ряд требований: до начала наблюдения нужно четко сформулировать...; исходя из..., сосавить... наблюдения; продумать... его осуществления; наблюдение проводить таким образом, чтобы ребенок -... об истинных целях наблюдения; наблюдение должно проводиться....
- Написать эссе на тему «Зачем возрастной психологии связь с другими науками?».
7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:
- Специфика разделов возрастной психологии.
- Проблемы современной возрастной психологии..
- Специфика методов исследования возрастной психологии.
- Стратегия формирующего эксперимента.
8. Рекомендуемая литература:
- основная:
1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.; 1999. – с. 7-18
2. Г.Крайг. Психология развития. – СПб., 2002. – с. 31.
- дополнительная:
1.БД «MedArt»
2. БД «Медицина»
3. ЭК КрасГМУ