· Темперамент
· Задатки
· Половые различия
· Включенность в энергетический обмен с космосом:DDD
6. Человек как личность (социогенез)
I. Антагонизм социального и биологического
1)Адаптация (Адлер, Маслоу, Роджерс)
2)Конфронтация (Фрейд)
3)Противоречие как принцип движения (Леонтьев)
II. Изначальная социальность
1)Знак
2)Культурно-историческая обусловленность
3)Интериоризация
7. Человек как индивидуальность (персоногенез). Представления о жизненном пути
· Рубинштейн – дифференциация себя от мира
· Ананьев – дифференциация себя на основе отношения других
· Автобиографическая память ^_^
8. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности
I. Задатки, способности и личность
II. Темперамент, характер и личность
III. Внешняя детерминация
IV. Внутренняя детерминация
V. Внешнее через внутреннее
9. Индивид-личность-индивидуальность. Вопрос соотношения
· Все зависит от той теоретической концепции и базовых убеждений, которых вы придерживаетесь.
|
|
· Проблемная область психологии личности
o Психоанализ
o Гуманистическая
o Системно-деятельностный подход
o Теория ролей
10. Социализация личности
Индивидуация | Обращение того, что для других, на себя |
Интимизация | От Мы к Я |
Появление внутреннего плана сознания | Речь, рефлексия |
11. Содействие как основа социализации личности. Феномен психологического симбиоза
· Фрейд
· Пиаже
· Выготский
12. Социально-ролевой подход к развитию личности
· Группа как функциональная единица
· Проблема социального контроля
o «Согласие» - степень координации зависит от степени согласия между участниками. Но внутренний мир каждого динамичен, поэтому согласие не может быть абсолютным
o Существуют правила, как кому себя вести – общие представления (групповые нормы)
o Важность интерпретации ситуации
o Нормы
· Социальная роль как функциональная единица
o Роль- совокупность ожидаемых действий и вкладов в общее дело
§ Конвенциональная роль – представление о предписанном шаблоне поведения
§ То, что делает человек, связано с его интерпретацией собственной роли
§ Поведение важнее индивида, поэтому роль важнее индивида, который не ловит динамику процесса
§ Роль определяется по отношению к другим ролям
o Обязанность – то, что человек чувствует вынужденным сделать
o Право -> Ожидания
o Играние роли – организация собственного поведения
o Принятие роли - представить себя на месте другого
o Научение – расчленение задачи на ожидаемое от тебя и ожидаемое от других
13. Социотипическое поведение личности в истории культуры
· Шибутани (теория ролей)
|
|
· Стереотипы общества
14. Периодизация развития личности
I. Фрейд
II. Эриксон
III. Выготский
IV. Эльконин
15. Движущие силы развития личности
I. Наследственность
II. Среда
III. Проблема диалектики: противоречие как движущая сила
16. Методологические предпосылки двойной детерминации развития личности
I. Антропоцентризм, диадизм и антагонизм
II. Диалектика, принцип развития из противоречия
17. Мотивация развития индивидуальности
I. Принцип гомеостаза (редукции напряжения)
II. Принцип гетеростаза (максимизации напряжения)
18. Структура личности (и подходы к ее изучению)
I. Классический психоанализ
II. Современный психоанализ
III. Гуманистическая психология
IV. Экзистенциальная психология
V. Личность в теории Курта Левина
VI. Личность и деятельностный подход
19. Личность: норма и патология
I. Есть ли в реальности какая-либо норма?
1)Существует ли в реальности какая-либо норма или это просто конвенция?
2)Вопрос здоровья и болезни. Здоровье не просто отсутствие болезни, а системное благополучие. Болезнь – система закономерного развития симптомов и синдромов, имеющая определенную этиологию.
II. Дихотомия норма-патология: бинарные отношения или континуум
1)Обыденные представления
2)Психопатология обыденной жизни
3)Пограничные расстройства
4)Регрессии
5)Культуральные факторы
III. Устойчивость границ нормы:
1)психопатология обыденной жизни,
2)пограничные(характеризуюется импульсивностью, низким самоконтролем, эмоциональной неустойчивостью, нестабильной связью с реальностью, высокой тревожностью и сильным уровнем десоциализации)
3)транзиторные расстройства (Кратковременное преходящее рассогласование структуры личности у лиц подросткового и молодого возраста в экстремальных условиях и не приводящее к формированию стойкой патологии личности).
IV. Релятивизм нормы
1)Норма и культура
2)Норма как адаптация
3)Норма как конвенция
4)Норма и социальные роли
20. Проблема «Я» и направления ее изучения в психологии
· Я как инстанция равновесия
· Я как сравнение с другими
· Я как роль
o Берн
o Шибутани
1. Методы исследования личности
a. Метод анамнеза
b. Корреляционный метод
c. Экспериментальный метод
d. Экспертный метод (метод оценки)
2. Типологический подход к личности[1]
Кречмер | Шелдон | Ганнушкин | Леонгард | Личко | ||||||||||||||
Типы | 1. Циклоид 2. Шизоид | 3 группы черт = первичные компоненты темперамента:
|
| Основываются на гипертрофированной черте – акцентуации |
· Леонгард
· Ганнушкин
· Кречмер
· Юнг
· Фрейд
Да любой психолог личности имплицитно закладывает определенную типологию
3. Личность в классическом психоанализе
4. Личность в гуманистической психологии
5. Личность в экзистенциальной психологии
6. Личность в теории Курта Левина
7. Смысловая регуляция поведения личности. Франкл и Леонтьев
Франкл | Леонтьев | |
Смысл – это | ||
{А где смысл?} | ||
Механизмы смысловой регуляции |
8. ССР и личность
a. ССР и способности.
b. ССР и новообразования
c. Кризисы личности
9. Психология самореализующейся личности
10. Конституционная типология темперамента и характер
· См. вопрос 2
11. Биологический возраст. Периодизация развития индивида. Биологический и социальный возраст. Их соотношение
· Возраст:
o Биологический
|
|
o Социальный
o Психологический
· Периодизация
o Фрейд
o Пиаже
o Выготский
o Эльконин
12. Потребности нужды и потребности роста
a. Внутренние и внешние причины. Что толкает, внутренняя потребность или цель вовне
b. Вариабельность характеристики в зависимости от места в структуре деятельности
13. Задатки – способности – личность. Проблема соотношения
a. Задатки – органические предпосылки
b. Способности – психические операции и процессы, включенные в деятельность по решению задачи
c. Личность – ставит задачу
14. Темперамент – характер - личность
Темперамент – органическая характеристика (динамические особенности НС). КАК?
Личность – ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ, РАДИ ЧЕГО
15. Индивидуальный стиль
· Анна Фрейд – защитные механизмы –копинг стратегии
· Адлер –совладание с трудностями = ИС
· + совокупность когнитивно-эмоциональных установок человека
16. Характер: социальный, национальный, индивидуальный. Их соотношение
a. Характер как отношение (Ананьев)
17. Индивидуальный стиль (again)
18. Защитные механизмы и личность
a. Защитные механизмы как копинг-стратегии
b. Защитные механизмы как причина патологии
c. Защитные механизмы как помеха для самоактуализации – необходимость принятия себя и действительности
19. Воля как проблема психологии личности. Личностный выбор
I. Воля есть
i. Воля как преодоление
ii. Воля как выбор и структурирование иерархий мотивов и деятельностей
II. Воли нет
i. Локус контроля
ii. Феномен Рубикона и саморегуляция после принятия решения
20. Психология половых различий
· Понятия феминности и маскулинности
o Традиционная схема (иерархия, дихотомия, противоположность)
o Двухфакторная схема андрогинности
· Пол как предпосылка гендера
1. [1] астеники возбудимы, раздражительны, утомляемость высокая
2. шизоиды - оторванность от мира, отсутствие единства и последовательности
3. параноики - "сверценные" идеи, собственная значимость, плохая реакция на критику
4. эпилептоиды раздражительность, часто одержимость, эгоизм, упрямство и требовательность к другим
|
|
5. истерики - стремление обратить на себя внимание, театральность, внушаемость
6. патологические лгуны - неспособны держать фантазию, лживы, находчивы и возбудимы
7. неустойчивые - зависимые, внушаемые
8. антисоц. - ленивые, лживые, моральный деморфизм
9. конституционно-тупые - неоригинальные, не могу применять свои знания