Человек как индивид (система биогенеза)

· Темперамент

· Задатки

· Половые различия

· Включенность в энергетический обмен с космосом:DDD


6. Человек как личность (социогенез)

I. Антагонизм социального и биологического

1)Адаптация (Адлер, Маслоу, Роджерс)

2)Конфронтация (Фрейд)

3)Противоречие как принцип движения (Леонтьев)

II. Изначальная социальность

1)Знак

2)Культурно-историческая обусловленность

3)Интериоризация

7. Человек как индивидуальность (персоногенез). Представления о жизненном пути

· Рубинштейн – дифференциация себя от мира

· Ананьев – дифференциация себя на основе отношения других

· Автобиографическая память ^_^

8. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности

I. Задатки, способности и личность

II. Темперамент, характер и личность

III. Внешняя детерминация

IV. Внутренняя детерминация

V. Внешнее через внутреннее

9. Индивид-личность-индивидуальность. Вопрос соотношения

· Все зависит от той теоретической концепции и базовых убеждений, которых вы придерживаетесь.

· Проблемная область психологии личности

o Психоанализ

o Гуманистическая

o Системно-деятельностный подход

o Теория ролей

10. Социализация личности

Индивидуация Обращение того, что для других, на себя
Интимизация От Мы к Я
Появление внутреннего плана сознания Речь, рефлексия

11. Содействие как основа социализации личности. Феномен психологического симбиоза

· Фрейд

· Пиаже

· Выготский

12. Социально-ролевой подход к развитию личности

· Группа как функциональная единица

· Проблема социального контроля

o «Согласие» - степень координации зависит от степени согласия между участниками. Но внутренний мир каждого динамичен, поэтому согласие не может быть абсолютным

o Существуют правила, как кому себя вести – общие представления (групповые нормы)

o Важность интерпретации ситуации

o Нормы

· Социальная роль как функциональная единица

o Роль- совокупность ожидаемых действий и вкладов в общее дело

§ Конвенциональная роль – представление о предписанном шаблоне поведения

§ То, что делает человек, связано с его интерпретацией собственной роли

§ Поведение важнее индивида, поэтому роль важнее индивида, который не ловит динамику процесса

§ Роль определяется по отношению к другим ролям

o Обязанность – то, что человек чувствует вынужденным сделать

o Право -> Ожидания

o Играние роли – организация собственного поведения

o Принятие роли - представить себя на месте другого

o Научение – расчленение задачи на ожидаемое от тебя и ожидаемое от других

13. Социотипическое поведение личности в истории культуры

· Шибутани (теория ролей)

· Стереотипы общества

14. Периодизация развития личности

I. Фрейд

II. Эриксон

III. Выготский

IV. Эльконин

15. Движущие силы развития личности

I. Наследственность

II. Среда

III. Проблема диалектики: противоречие как движущая сила

16. Методологические предпосылки двойной детерминации развития личности

I. Антропоцентризм, диадизм и антагонизм

II. Диалектика, принцип развития из противоречия

17. Мотивация развития индивидуальности

I. Принцип гомеостаза (редукции напряжения)

II. Принцип гетеростаза (максимизации напряжения)


18. Структура личности (и подходы к ее изучению)

I. Классический психоанализ

II. Современный психоанализ

III. Гуманистическая психология

IV. Экзистенциальная психология

V. Личность в теории Курта Левина

VI. Личность и деятельностный подход

19. Личность: норма и патология

I. Есть ли в реальности какая-либо норма?

1)Существует ли в реальности какая-либо норма или это просто конвенция?

2)Вопрос здоровья и болезни. Здоровье не просто отсутствие болезни, а системное благополучие. Болезнь – система закономерного развития симптомов и синдромов, имеющая определенную этиологию.

II. Дихотомия норма-патология: бинарные отношения или континуум

1)Обыденные представления

2)Психопатология обыденной жизни

3)Пограничные расстройства

4)Регрессии

5)Культуральные факторы

III. Устойчивость границ нормы:

1)психопатология обыденной жизни,

2)пограничные(характеризуюется импульсивностью, низким самоконтролем, эмоциональной неустойчивостью, нестабильной связью с реальностью, высокой тревожностью и сильным уровнем десоциализации)

3)транзиторные расстройства (Кратковременное преходящее рассогласование структуры личности у лиц подросткового и молодого возраста в экстремальных условиях и не приводящее к формированию стойкой патологии личности).

IV. Релятивизм нормы

1)Норма и культура

2)Норма как адаптация

3)Норма как конвенция

4)Норма и социальные роли

20. Проблема «Я» и направления ее изучения в психологии

· Я как инстанция равновесия

· Я как сравнение с другими

· Я как роль

o Берн

o Шибутани


1. Методы исследования личности

a. Метод анамнеза

b. Корреляционный метод

c. Экспериментальный метод

d. Экспертный метод (метод оценки)

2. Типологический подход к личности[1]

  Кречмер Шелдон Ганнушкин Леонгард Личко
Типы 1. Циклоид 2. Шизоид 3 группы черт = первичные компоненты темперамента:
Темперамент Соматотип
Висцеротония экзоморфный
Соматотония мезоморфный
Церебротония экзоморфный
Циклоидный Шизоидный Эпилептоидный
· Конституционно-депрессивные (Пониженное настроение, пессимисты) · Конституционно-возбужденные (поверхностные, гибкие, бурный темперампент) · Циклотимики (смена между предыдущими) · Эмоционально-лабильные (частые колебания, хрупкие)    
Основываются на гипертрофированной черте – акцентуации

· Леонгард

· Ганнушкин

· Кречмер

· Юнг

· Фрейд

Да любой психолог личности имплицитно закладывает определенную типологию

3. Личность в классическом психоанализе

4. Личность в гуманистической психологии

5. Личность в экзистенциальной психологии

6. Личность в теории Курта Левина

7. Смысловая регуляция поведения личности. Франкл и Леонтьев

  Франкл Леонтьев
Смысл – это    
{А где смысл?}    
Механизмы смысловой регуляции    

8. ССР и личность

a. ССР и способности.

b. ССР и новообразования

c. Кризисы личности

9. Психология самореализующейся личности

10. Конституционная типология темперамента и характер

· См. вопрос 2

11. Биологический возраст. Периодизация развития индивида. Биологический и социальный возраст. Их соотношение

· Возраст:

o Биологический

o Социальный

o Психологический

· Периодизация

o Фрейд

o Пиаже

o Выготский

o Эльконин

12. Потребности нужды и потребности роста

a. Внутренние и внешние причины. Что толкает, внутренняя потребность или цель вовне

b. Вариабельность характеристики в зависимости от места в структуре деятельности

13. Задатки – способности – личность. Проблема соотношения

a. Задатки – органические предпосылки

b. Способности – психические операции и процессы, включенные в деятельность по решению задачи

c. Личность – ставит задачу

14. Темперамент – характер - личность

Темперамент – органическая характеристика (динамические особенности НС). КАК?

Личность – ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ, РАДИ ЧЕГО

15. Индивидуальный стиль

· Анна Фрейд – защитные механизмы –копинг стратегии

· Адлер –совладание с трудностями = ИС

· + совокупность когнитивно-эмоциональных установок человека

16. Характер: социальный, национальный, индивидуальный. Их соотношение

a. Характер как отношение (Ананьев)

17. Индивидуальный стиль (again)

18. Защитные механизмы и личность

a. Защитные механизмы как копинг-стратегии

b. Защитные механизмы как причина патологии

c. Защитные механизмы как помеха для самоактуализации – необходимость принятия себя и действительности

19. Воля как проблема психологии личности. Личностный выбор

I. Воля есть

i. Воля как преодоление

ii. Воля как выбор и структурирование иерархий мотивов и деятельностей

II. Воли нет

i. Локус контроля

ii. Феномен Рубикона и саморегуляция после принятия решения

20. Психология половых различий

· Понятия феминности и маскулинности

o Традиционная схема (иерархия, дихотомия, противоположность)

o Двухфакторная схема андрогинности

· Пол как предпосылка гендера


1. [1] астеники возбудимы, раздражительны, утомляемость высокая

2. шизоиды - оторванность от мира, отсутствие единства и последовательности

3. параноики - "сверценные" идеи, собственная значимость, плохая реакция на критику

4. эпилептоиды раздражительность, часто одержимость, эгоизм, упрямство и требовательность к другим

5. истерики - стремление обратить на себя внимание, театральность, внушаемость

6. патологические лгуны - неспособны держать фантазию, лживы, находчивы и возбудимы

7. неустойчивые - зависимые, внушаемые

8. антисоц. - ленивые, лживые, моральный деморфизм

9. конституционно-тупые - неоригинальные, не могу применять свои знания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: