В основе развития патологической (нефизиологической) осанки значимы следующие факторы:
Средовой фактор | Психологический фактор |
«экологичеки неблагоприятные места пребывания»; неудовлетворительное питание; несоответствие мебели возрасту несоответствующая возрасту психологическая среда; отрицательные примеры неудовлетворительной осанки окружающих (преподавателей, школьных товарищей, родителей и др.) | социально-неуверенный тип поведения; нарушение психомоторики артикуляции и тонкой моторики кисти; моторная гиперподвижность |
Генетический и анатомо-конституциональный | Возможные заболевания |
особенности анатомо-конституционного и генетический типа: проявление наследственности и течение последующего эмбриогенеза | дефекты зрения; нарушения со стороны носоглотки и слуха; частые инфекционные заболевания; гормональные нарушения и расстройства менструального цикла у девочек; наличие травм, операций; особенности специфики обмена веществ; нейроэндокринная регуляция; различная длина конечностей; мышечный дисбаланс |
Физическая подготовка | Факторы развития. Сенсомоторика |
слабо развитая мышечная система, особенно спины и живота; отсутствие систематических занятий физической культурой; недостаточное время для игр и спорта, недостаточное время для отдыха; специфика нагрузок на позвоночник | нарушение вестибулоокулярных координаций нарушение зрительновестибуло-моторных координаций |
Младший школьный возраст (7–11 лет) характеризуется замедленным ростом тела в длину. Опорно-двигательный аппарат укрепляется, мышцы становятся более сильными. Дети очень подвижны, но быстро утомляются. Сравнительно длительные занятия в положении сидя при относительно слабом опорно-двигательном аппарате способствуют возникновению различных видов нарушения осанки. В этот период детства недопустимы упражнения, дающие большую силовую нагрузку или требующие значительной выносливости.
Основной задачей данной возрастного периода следует считать обеспечение правильного физического развития, гармоничного в соответствии с факторами развития и индивидуальными особенностями организма, формирование оптимального двигательного стереотипа, стереотипа осанки.
Физическое развитие - совокупность морфологических функциональных свойств организма, обусловленных наследственными и внешнесредовыми факторами, характеризует процесс роста организма и его созревания. Физическое развитие - интегральный показатель здоровья ребенка и отражает процессы роста и развития в изменяющихся условиях среды обитания. Высокая информативность показателей физического развития детей обусловила их включение во многие информационно-аналитические системы социально-гигиенического и эколого-гигиенического мониторинга, контроля физической подготовленности детей и подростков. Меняющиеся условия среды воспитания и обучения обосновывают необходимость и регулярность разработки новых подходов к изучению, обобщению и анализу возрастных особенностей роста и развития, к оценке формирования здоровья детей на индивидуальном и популяционном уровнях. Актуальным остается динамическое слежение за ростом и развитием как показателем здоровья в регионах РФ для своевременного обнаружения неблагоприятных тенденций и реагирование на них путем разработки и проведения региональных и федеральных социально-гигиенических мероприятий (Матвеева Н.А., 1997, 1999, Баранов А.А., 1999, 2006, Суханова Н.Н., 1999, Шарапова О.В., 2002, Кузмичев Ю.Г., 2003, Кучма В.Р., 2003, 2004) [[7]].
Изменения в физическом развитии подрастающего поколения неоднозначны и свидетельствуют о нарастании числа и силы воздействия факторов риска (Кучма В.Р., 1996, 2002, Камилова Р.Т., 2001, Щеплягина Л.А., 2002, Година Е.З., 2002).
Оптимальный двигательный стереотип - наиболее экономичный присущий индивиду комплекс движений, характеризуемый внешней и внутренней гармонией движений тела. В основе формирования оптимального стереотипа статики тела лежат два основных фактора:
1 - морфологическая программа развития;
2 - воздействие социальной и предметной среды окружения (подражание окружающим).
Определенные в процессе онтогенеза фиксированные формы осанки и особенности движения индивида определяются как двигательный стереотип.
Типичныенатуральные паттерны могут стать “рефлекторно- обусловленным паттерном», который программирует оптимальное движение и положение тела в пространстве, формируя произвольные постуральные и двигательные паттерны.
Центральная нервная система образует неразрывное единство с двигательной системой по принципу обратной связи. Сочетание условных и безусловных рефлексов развития в период онтогенеза определяется как становление динамического двигательного стереотипа. Сюда относятся походка, осанка, почерк, - все двигательные процессы, повторяющиеся в повседневной жизни. Они чрезвычайно характерны для каждого отдельного человека. Термин “динамический» отражает их пластичность и приспособляемость.
Внешний стереотип всегда определяет образование внутреннего двигательного стереотипа, имеющего отношение к двигательным проявлениям функционирования внутренних органов.
Отклонения в формировании осанки следует рассматривать как нарушение формирования оптимального двигательного стереотипа, как локомоций, так и статики.
Нарушения «равновесия» между отдельными мышцами, т.е. отклонения от оптимальной модели, в большинстве случаев являются следствием образа жизни и имеют большое патогенетическое значение.
Вестибулярная система играет центральную роль в регуляции движений глаз, тонуса мышц и артериального давления.
Отклонения от нормальной осанки или дефекты осанки различают в сагиттальной и фронтальной плоскости.
Варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости
Круглая спина (рис. 4) - увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами. При круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выдвинут, ягодицы уплощены, лопатки крыловидные.
Рис. 4. Круглая спина |
Рис. 5. Кругло-вогнутая спина |
Кругло-вогнутая спина (рис. 5) - все изгибы позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза. Голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает. Кругло- вогнутая спина наиболее часто встречающееся нарушение осанки в старшем дошкольном возрасте - более 60%. С кинезиологической точки зрения эта форма осанки определяется наличием у детей, как правило, верхнего и нижнего перекрестного синдрома, то есть мышцы склонные к укорочению - укорочены, мышцы склонные к торможению - расслаблены.
Плоская спина (рис. 6) - уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен. Грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена вперед. Лопатки крыловидные.
|
|
[1] Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966, с. 168.
[2] Бальсевич В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема //Вопросы философии, 1981, № 8, с. 78-89.
[3] Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь). - М.: ГЦОЛИФК, 1992, с. 41.
[4] Бальсевич В.К. «Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения» p://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1996N11/p15-19.htm
[5] Бальсевич В.К. «Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения» p://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1996N11/p15-19.htm
[6] Там же
[7] Богомолова Елена Сергеевна ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОНИТОРИНГА РОСТА И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ «ЗДОРОВЬЕ – СРЕДА ОБИТАНИЯ» - Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук -Нижний Новгород – 2010-43с.