Недоспасов
Темперамент и восприятие музыки
Способность музыки порождать эмоции известна очень давно и, пожалуй, не требует специальных доказательств. Как говорил выдающийся дирижёр, композитор и пианист Леонард Бернстайн, «музыка - это масса красивых нот и звуков, так хорошо соединённых, что доставляют удовольствие, когда их слушаешь» [1] Известно, что музыка способна влиять на сердечную деятельность, мышечную работоспособность, сенсорные процессы, внимание и память [4,5]. Не случайно с помощью музыки более или менее успешно пытаются управлять функциональным состоянием работающих: укорачивать период вырабатывания, предупреждать раз' витие утомления, ускорять восстановление работоспособности [7]. Использование му таки в качестве психотерапевтического средства выделилось в музыкотерапию, применяемую при лечении соматических заболеваний [2,6.] Постепенно накапливается опыт использования музыки как мощного фактора сенсорной активации созревания мозга у детей. (З].
|
|
В то же время остается малоисследованным вопрос об индивидуальном восприятии музыки; не ясно, почему одни и те же музыкальные произведения вызывают устойчивые положительные эмоции у одних людей и оставляют равнодушными к ним - других Высказана гипотеза, которая связывает темп и музыкальный.чад с такими индивидуальными свойствами темперамента, как экетраверсия-ин-троверсия и эмоциональная лабильность [б]. Предполагается, что интроверты должны быть более восприимчивы к медленной музыке, а экстраверты - к быстрой, эмоционально неустойчивым людям больше соответствует минорная музыка, а эмоционально стабильным - мажорная. Эта гипотеза привлекательна потому, что основывается на четко различающихся музыкальных компонентах: темпе и ладе, которые представлены всего лишь четырьмя вариантами; в то время как мелодии, ритмы и оркестровый колорит, например, имеют бесчисленное множество вариантов, что не позволяет их удовлетворительно систематизировать. Проводимая автором этой гипотезы параллель между свойствами темперамента и индивидуальным восприятием музыки пока не имеет экспериментального подтверждения. Эти обстоятельства и привели к попытке экспериментально обнаружить зависимость между некоторыми индивидуальными чертами личности и восприятием отличающихся темпом и ладом фрагментов музыкальных произведений.
Методы исследования
На аудиокассете были записаны 16 коротких, не продолжительнее одной мя-нуты, фрагментов академической и рок-музыки, которые составили четыре блока. В каждом блоке представлены быстрый и медленный мажор, быстрый и медленный минор Испытуемым предлагали оценить эти фрагменты в соответствии с утверждениями: «моё обычное настроение чаше всего соответствует именно такой музыке» (прямой вариант - 8 фрагментов) и «моё обычное настроение такой музыке не соответствует» (обратный вариант - еш3 8 фрагментов). Оценка совпадения или несовпадения обычного настроения с прослушанным фрагментом производилась с помощью регистрационной шкалы: «вовсе нет» (1 балл в прямом варианте и 4 балла - в обратном), «пожалуй, так» (соответственно 2 и 3), «зерно» (3 и 2) и «совершенно верно» (4 и 1). Таким образом, максимальная оценка, которую могла получить любая из четырех комбинаций лада и темпа, например быстрый мажор, оказывалась равной 16 баллам, а минимальная - четырём. Комбинация, получившая наибольшую оценку по сумме всех четырёх однотипных фрагментов, признавалась индивидуально предпочитаемой, если общая сумма данного лада и данного темпа также была наибольшей у этого испытуемого. Введение такого ограничения не позволило выявить тип музыкального восприятия у 6,8% испытуемых, поскольку максимальная сумма баллов, отданная какому-либо определённому фрагменту, не совпадала с меньшей суммой этого лада 'или темпа по сравнению с альтернативными вариантами.
|
|
С помощью описанного метода, а также личностного опросника Айзенка (EPI) исследованы 118 студентов в возрасте 18-23 лет. среди которых 82 женщины и 36 мужчин. Полученные результаты обработаны статистически методом сравнения средних величин, сопоставленных с помощью критерия Стыодента.