Методы исследования. Темперамент и восприятие музыки

Недоспасов

Темперамент и восприятие музыки

Способность музыки порождать эмоции известна очень давно и, пожалуй, не требует специальных доказательств. Как говорил выдающийся дирижёр, компози­тор и пианист Леонард Бернстайн, «музыка - это масса красивых нот и звуков, так хорошо соединённых, что доставляют удовольствие, когда их слушаешь» [1] Из­вестно, что музыка способна влиять на сердечную деятельность, мышечную рабо­тоспособность, сенсорные процессы, внимание и память [4,5]. Не случайно с по­мощью музыки более или менее успешно пытаются управлять функциональным состоянием работающих: укорачивать период вырабатывания, предупреждать раз' витие утомления, ускорять восстановление работоспособности [7]. Использование му таки в качестве психотерапевтического средства выделилось в музыкотерапию, применяемую при лечении соматических заболеваний [2,6.] Постепенно накапли­вается опыт использования музыки как мощного фактора сенсорной активации со­зревания мозга у детей. (З].

В то же время остается малоисследованным вопрос об индивидуальном вос­приятии музыки; не ясно, почему одни и те же музыкальные произведения вызы­вают устойчивые положительные эмоции у одних людей и оставляют равнодуш­ными к ним - других Высказана гипотеза, которая связывает темп и музыкальный.чад с такими индивидуальными свойствами темперамента, как экетраверсия-ин-троверсия и эмоциональная лабильность [б]. Предполагается, что интроверты должны быть более восприимчивы к медленной музыке, а экстраверты - к быст­рой, эмоционально неустойчивым людям больше соответствует минорная музыка, а эмоционально стабильным - мажорная. Эта гипотеза привлекательна потому, что основывается на четко различающихся музыкальных компонентах: темпе и ладе, которые представлены всего лишь четырьмя вариантами; в то время как ме­лодии, ритмы и оркестровый колорит, например, имеют бесчисленное множество вариантов, что не позволяет их удовлетворительно систематизировать. Проводи­мая автором этой гипотезы параллель между свойствами темперамента и индиви­дуальным восприятием музыки пока не имеет экспериментального подтвержде­ния. Эти обстоятельства и привели к попытке экспериментально обнаружить зави­симость между некоторыми индивидуальными чертами личности и восприятием отличающихся темпом и ладом фрагментов музыкальных произведений.


Методы исследования

На аудиокассете были записаны 16 коротких, не продолжительнее одной мя-нуты, фрагментов академической и рок-музыки, которые составили четыре блока. В каждом блоке представлены быстрый и медленный мажор, быстрый и медлен­ный минор Испытуемым предлагали оценить эти фрагменты в соответствии с ут­верждениями: «моё обычное настроение чаше всего соответствует именно такой музыке» (прямой вариант - 8 фрагментов) и «моё обычное настроение такой му­зыке не соответствует» (обратный вариант - еш3 8 фрагментов). Оценка совпаде­ния или несовпадения обычного настроения с прослушанным фрагментом произ­водилась с помощью регистрационной шкалы: «вовсе нет» (1 балл в прямом вари­анте и 4 балла - в обратном), «пожалуй, так» (соответственно 2 и 3), «зерно» (3 и 2) и «совершенно верно» (4 и 1). Таким образом, максимальная оценка, которую могла получить любая из четырех комбинаций лада и темпа, например быстрый мажор, оказывалась равной 16 баллам, а минимальная - четырём. Комбинация, получившая наибольшую оценку по сумме всех четырёх однотипных фрагментов, признавалась индивидуально предпочитаемой, если общая сумма данного лада и данного темпа также была наибольшей у этого испытуемого. Введение такого ог­раничения не позволило выявить тип музыкального восприятия у 6,8% испытуе­мых, поскольку максимальная сумма баллов, отданная какому-либо определённо­му фрагменту, не совпадала с меньшей суммой этого лада 'или темпа по сравне­нию с альтернативными вариантами.

С помощью описанного метода, а также личностного опросника Айзенка (EPI) исследованы 118 студентов в возрасте 18-23 лет. среди которых 82 женщи­ны и 36 мужчин. Полученные результаты обработаны статистически методом сравнения средних величин, сопоставленных с помощью критерия Стыодента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: