Обсуждение результатов

Как видно из подученных данных, гипотеза, соотносящая предпочтительное восприятие музыки с определенным типом темперамента {б], находит подтвер­ждение лишь отчасти. Действительно, стабильные экстраверты из четырех музы­кальных вариантов предпочитают быстрый мажор, противопоставляя ему в каче­стве наименее приемлемого для себя варианта медленный минор. Но. если при выборе музыкального лада они вполне решительны, то ври выборе темпа уже не столь уверены: мажор, пусть даже медленный, дяя них не менее приятен, чем бы­стрый темп минора.


Таблица Характер музыкального предпочтения в зависимости от свойств темперамента (М -(Е в»)  
Тин темперамента Экст­равер­сия Ней-ротизм Мажор медлен­ный Мажор быст­рый Минор медлен­ный Минор быст­рый Сумма мажо­ра Сумма мино­ра Сумма медлен­ного темпа Сумма быстро­го тем­на
  п %   а б в г д е ж  
Сангвиники А     M т 14.90 В.37 БГ 8,98 0,47 ВГ 9,17 0,42 в 9,21 0,35 в 7,78 0,49 Вгаб 8,82 0,56 19,80 0.52 е t6,96 0,53 Вд 16,94 0,66 Вг 18,67 0.74
Флегматики Б     М m 9.03 0,64 АВ 9,84 9,44 ВГ 9.83 0,59 г 9.12 0,60 8,93 0,54 7,71 0,41 Ва 18,95 0,70 е 16.61 0,55 Вд 18.67 0,80 16,68 0,75 В
Холерики В     М m 16.13 8.47 БГ 16.61 9,58 АБ 9,90 0,44 9.51 0,52 9,70 0,53 А 9,55 0,40 БГ 19,41 0,69 19,27 0,76 АБ 19,32 0.70 А 19,24 0.73 Б
Меланхоли­ки Г     М m 8,20 0.57 АВ 15,76 9,52 АБ 10,18 0,33 г 9,38 0,40 г 9,97 0.43 Ar 8,03 0,33 Вабв 19,56 0,42 е 18,00 0,52 Д 19,86 0.79 А 17,85 0,64
Буквы АБВГ и абвгдежз означают статистически достоверные различия (р<0,05) с соответствующей бук вам по вертикали и горизонтали выборкой.

Стабильные интроверты предпочитают медленный мажор и менее всего рас­положены к восприятию быстрого минора, однако и быстрый мажор в оценке флегматиков нисколько не уступает медленному, казалось бы, более подходящему для них по этому компоненту минору. Можно предположтъ, wo сангвиники, как и флегматики, свой музыкальное предпочтение в первую очередь связывают с ла­дом н только потом - с темпом. И те, и другие отличаются достаточно сдержан­ными оценками прослушанных фрагментов: по восьми, сравниваемым в табл 2

комбинациям, пять наименьших оценок принадлежит флегматикам и три - сан­гвиникам.

Если взглянуть на максимальные оценки по этим же восьми комбинациям, то четыре из них, как видно из той же таблицы, приходятся на холериков, а еще че­тыре - на меланхоликов. Таким образом, высокий уровень нейротнзма или эмо­циональная нестабильность проявляются относительно большей впечатлительно­стью при прослушивании музыки. Это обстоятельство и не позволяет обнаружить музыкальное пристрастие у не^.-абилььых экстравертов. Вполне возможно что для его обнаружения у этого типа личности может быть применим вариант музы­кального теста с увеличенной продолжительностью звучания каждого фрагмента В то же время эмоциональная нестабильность у интровертоа-меланхоликов не мешает обнаружить предпочтение медленного мажора быстрому минору хотя ос-

• тается неясным, какой музыкальный компонент имеет для них большее значение лад или же темп?

Выводы

1. Метод музыкального выбора позволяет выявить предпочтения опреде­лённых комбинаций лада и темпа у сангвиников, флегмап.ков и меланхоликов но не позволяет сделать это у холериков.

2. Сангвиники соотносят свое обычное настроение с быстрым мажором флегматики и меланхолики, т.е. шпроверты вообще, - с медленным мажором и

достаточно четко дифференцируют их соответственно с медленным минором и быстрым минором.

3. Стабильные иитроверты н экстраверта более сдержанны в оценках тогда как высокий уровень нейротазма совпадает с более высокими оценками прослу­шанных фрагментов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: