Как видно из подученных данных, гипотеза, соотносящая предпочтительное восприятие музыки с определенным типом темперамента {б], находит подтверждение лишь отчасти. Действительно, стабильные экстраверты из четырех музыкальных вариантов предпочитают быстрый мажор, противопоставляя ему в качестве наименее приемлемого для себя варианта медленный минор. Но. если при выборе музыкального лада они вполне решительны, то ври выборе темпа уже не столь уверены: мажор, пусть даже медленный, дяя них не менее приятен, чем быстрый темп минора.
Таблица Характер музыкального предпочтения в зависимости от свойств темперамента (М -(Е в») | |||||||||||||
Тин темперамента | Экстраверсия | Ней-ротизм | Мажор медленный | Мажор быстрый | Минор медленный | Минор быстрый | Сумма мажора | Сумма минора | Сумма медленного темпа | Сумма быстрого темна | |||
п | % | а | б | в | г | д | е | ж | |||||
Сангвиники А | M т | 14.90 В.37 БГ | 8,98 0,47 ВГ | 9,17 0,42 в | 9,21 0,35 в | 7,78 0,49 Вгаб | 8,82 0,56 | 19,80 0.52 е | t6,96 0,53 Вд | 16,94 0,66 Вг | 18,67 0.74 | ||
Флегматики Б | М m | 9.03 0,64 АВ | 9,84 9,44 ВГ | 9.83 0,59 г | 9.12 0,60 | 8,93 0,54 | 7,71 0,41 Ва | 18,95 0,70 е | 16.61 0,55 Вд | 18.67 0,80 | 16,68 0,75 В | ||
Холерики В | М m | 16.13 8.47 БГ | 16.61 9,58 АБ | 9,90 0,44 | 9.51 0,52 | 9,70 0,53 А | 9,55 0,40 БГ | 19,41 0,69 | 19,27 0,76 АБ | 19,32 0.70 А | 19,24 0.73 Б | ||
Меланхолики Г | М m | 8,20 0.57 АВ | 15,76 9,52 АБ | 10,18 0,33 г | 9,38 0,40 г | 9,97 0.43 Ar | 8,03 0,33 Вабв | 19,56 0,42 е | 18,00 0,52 Д | 19,86 0.79 А | 17,85 0,64 | ||
Буквы АБВГ и абвгдежз означают статистически достоверные различия (р<0,05) с соответствующей бук вам по вертикали и горизонтали выборкой. |
Стабильные интроверты предпочитают медленный мажор и менее всего расположены к восприятию быстрого минора, однако и быстрый мажор в оценке флегматиков нисколько не уступает медленному, казалось бы, более подходящему для них по этому компоненту минору. Можно предположтъ, wo сангвиники, как и флегматики, свой музыкальное предпочтение в первую очередь связывают с ладом н только потом - с темпом. И те, и другие отличаются достаточно сдержанными оценками прослушанных фрагментов: по восьми, сравниваемым в табл 2
|
|
комбинациям, пять наименьших оценок принадлежит флегматикам и три - сангвиникам.
Если взглянуть на максимальные оценки по этим же восьми комбинациям, то четыре из них, как видно из той же таблицы, приходятся на холериков, а еще четыре - на меланхоликов. Таким образом, высокий уровень нейротнзма или эмоциональная нестабильность проявляются относительно большей впечатлительностью при прослушивании музыки. Это обстоятельство и не позволяет обнаружить музыкальное пристрастие у не^.-абилььых экстравертов. Вполне возможно что для его обнаружения у этого типа личности может быть применим вариант музыкального теста с увеличенной продолжительностью звучания каждого фрагмента В то же время эмоциональная нестабильность у интровертоа-меланхоликов не мешает обнаружить предпочтение медленного мажора быстрому минору хотя ос-
|
|
• тается неясным, какой музыкальный компонент имеет для них большее значение лад или же темп?
Выводы
1. Метод музыкального выбора позволяет выявить предпочтения определённых комбинаций лада и темпа у сангвиников, флегмап.ков и меланхоликов но не позволяет сделать это у холериков.
2. Сангвиники соотносят свое обычное настроение с быстрым мажором флегматики и меланхолики, т.е. шпроверты вообще, - с медленным мажором и
достаточно четко дифференцируют их соответственно с медленным минором и быстрым минором.
3. Стабильные иитроверты н экстраверта более сдержанны в оценках тогда как высокий уровень нейротазма совпадает с более высокими оценками прослушанных фрагментов.