Обычаи и менталитет русского общества XVIII-XIX веков

Городская жизнь начиналась рано: в Петербурге в пять часов утра загорались окна царского кабинета, уже в шестом часу утра должны прибыть в военную часть офицеры, квартировавшие вне ее. Офицеры начинали подготовку к ежедневному вахтпараду, который при Павле Петровиче стал даже государственным делом. Вахтпарад – это ежедневная смена караула. (Про майора и индюков)

При Петре Петербург пробуждался по барабану, по этому знаку солдаты приступали к учению, а чиновники бежали в департаменты. В восемь часов открывали свои двери «присутственне места». Павел имел обыкновение вставать в 3-4 часа утра. Тогда же должны были начать работу в департаментах. Вся Россия подчинялась режиму императора.

Правда, и заканчивали не поздно, уже к часу дня. В четыре-пять пополудни начинались ассамблеи и куртаги. К началу XIX столетия сложилась целая система званых трапез: обеды начинались в три часа, ужины в семь, разъезжались часто после полуночи.

Бал – особенное событие в жизни человека XIX века. Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а поместные дворяне, окончив полевые работы, целыми обозами тянулись в Москву со своими взрослыми дочерьми на ярмарку невест. Бальная одежда была строго оговорена. Например, нельзя было явиться в башмаках и с тростью. Сапоги и трость – знак, что готов к должности. Башмаки – знак, что хочешь куртизировать дам, тогда трость не нужна. Военные, собираясь танцевать, должны были явиться без шпор, а шпагу оставить с верхней одеждой. Шпоры-шлейф, падения. Карамзин

В 1830 году В. Энгельгард впервые открыл в своем доме публичные маскарады. Чтобы попасть на них, нужно было купить билет и маскарадный костюм. «Невозможное – возможно!». Маскарад имел свои правила и свое время. Проводились от Святок до Великого поста. Во время поста разрешались только филармонические концерты.

В России театр, в том смысле, как мы его понимаем, появился довольно поздно, особенной любительницей спектаклей была Елизавета Петровна. Она не только завела придворный театр, пригласила итальянскую труппу, но и требовала, чтобы все придворные и служащие посещали театр: должностные лица обязывались подпискою быть на всех представлениях. Однажды, когда на французскую комедию явилось мало зрителей, в тот же вечер были разосланы ездовые к более значительным людям с вопросом, «почему они не были» и с уведомлением, что впредь «за неприезд полиция каждый раз будет взыскивать по 50 рублей штрафа». В Екатерининское время публика уже охотно посещала театры немецкие, итальянские и русские. Сцена имела свои строгие законы: в трагедии, например, актеру предписывалась поза, в которой он должен был произносить монолог. Благодарили кошельками и ювелиркой. Биллеты, партер. Свет до 19 века не гасили. Веера. Рассматривали.

«Средний класс», столь активно формировавшийся Екатериной II жил скромнее, но и в этой среде любили праздники. Зимой праздники начинались с Рождества. Указ Петра о праздновании Нового года. Сочельник – вечер накануне Крещения Господня. Следующий день – праздник Богоявления или Крещения. Отмечали торжественноМасленница. Пост. Вербное воскресенье. Страстная неделя. Пасха.

В XVIII веке к традиционным церковным праздникам прибавились именины особ царствующего дома, а иногда и губернатора. В Москве популярным светским праздником, особенно среди молодежи стал Татьянин день 12 января. В этот день в 1755 году был открыт Московский университет. Дата совпала с именинами жены попечителя университета И. Шувалова. Среди новых петербургских развлечений можно назвать музей: сравнительно доступную Кунсткамеру и вовсе недоступный для обывателя Эрмитаж. Появились и первые общедоступные библиотеки.

Общественные бани появились уже в конце XVII века. В XVIII они почти полностью вытеснили личные, оставшиеся только у зажиточных горожан. Древний русский обычай париться мужчинам и женщинам вместе был объявлен специальным указом Сената неправильным, а в 1782 году Устав благочиния вообще запретил входить в баню лицам противоположного пола.

Малое распространение получили общественные больницы, хотя первый военный госпиталь появился в Москве еще в 1707 году. Богатые в любом случае предпочитали болеть и выздоравливать дома.

Достаточно широкое распространение получили разного рода питейные заведения и учреждения общественного питания – трактиры, ресторации, кухмистерские, кофейни и кондитерские. Пища оставалась большей частью традиционной, с редким употреблением молока и мяса. Посты занимали 200 дней в году. С частым употреблением рыбы и овощей, а летом – фруктов. Введение картофеля в 1764 году результатов давало немного: до конца века картофельные блюда были редкостью и скорее деликатесом, чем постоянной пищей. То же самое касается и подсолнечника. Вместо сахара, производившегося на Западе из тростника, применялся мед. Варить сахар из белой свеклы додумался конце XVIII века московский аптекарь Биндгейм.

Своеобразной стороной российского общества XVIII века были иноземные маги, чародеи и авантюристы.

Часто не понимавшие сути показываемого, но всегда наивно верившие в чудо, российские обыватели широко раскрытыми глазами взирали на Европу, представавшую перед ними в образе то графа Сен-Жермена, то Калиостро, то Казановы.

«Но если у Вас никто не понимает итальянского языка, - сказал, призадумавшись, импровизатор, - кто ж поедет меня слушать? – Поедут – не опасайтесь: иные из любопытства, другие, чтоб провести вечер как-нибудь, третьи, чтоб показать, что понимают итальянский язык: повторяю, надобно только чтоб Вы были в моде…» - диалог Чарского и импровизатора как нельзя лучше иллюстрирует систему восприятия иностранного.

Таинственный граф Сен-Жермен, ведший свой век от сотворения мира, хотя и был, вероятно, в России в начале 60-х годов, но точных сведений о нем нет.

Джузеппе Бальзамо, граф Калиостро. В 1779 году он через Митаву прибыл в Петербург, где выдавал себя за полковника испанской армии и врача. Он начал бесплатно лечить и выдавать лекарства. Ничуть не смутившись непризнанием со стороны испанского посланника, Калиостро познакомился с Потемкиным и скоро стал вхож в лучшие дома, занимаясь там спиритическими сеансами и ясновидением. Однако случилось досадное недоразумение в его русской карьере: один из детей не был им вылечен и умер. Тогда Калиостро подменил его и вернул родителям другого, заявив, что это их. Граф был выслан Екатериной II из страны.

Иным человеком был широко известный авантюрист и писатель Джакомо Казанова, оставивший о своем пребывании в России в 1765 году подробные воспоминания. Сам Казанова никакими чудесами здесь не прославился, но его описания страны и обычаев достаточно любопытны. Россия предстает как необычная страна. Европейским он признавал только Петербург, заявив при этом, что Россию можно узнать, только побывав в Москве. Он хвалил хлебосольство русских и красоту русских женщин, а так же их доступность. «Чтоб получить от них поцелуй в уста, достаточно сделать вид, что хочешь поцеловать у них руку». Удивлялся русским морозам и количеству отмороженных носов и ушей. Крещение.

Путешествия. Средства передвижения и дороги претерпели незначительные изменения по сравнению с предшествующими эпохами. Повозки были более или менее комфортабельными в зависимости от состояния ездока. Особенностью России было широкое распространение саней. Очень часто определить, что перед Вами дорога, можно было по бредущим по ней путникам, либо по проезжающим повозкам. Никакого внешнего оформления дорога не знала.

Даже недальние поездки продолжались долго: обычное время для путешествия из Петербурга в Москву – 7 дней, причем это касалось и царского двора, не спеша передвигающегося на сменяемых раз в сутки лошадях, и, например, того же Казановы, добиравшегося на бессменных. Правда, истории известна экспресс-поездка Екатерины, занявшая 50 часов, но для этого был издан царский указ!

В Сибирь могли ехать годами! Особенно вновь назначенные воеводы и губернаторы, не спеша пережидавшие периоды половодий и морозов: чем знатнее и важнее персона, тем медленнее путь. Психология прямо противоположная современной. Лишь к концу века темп передвижений стал ускоряться. Швейцарец Яков Фрис доехал из Омска в Томск (890 км) за 7 суток. Подлинная революция произошла в XIX веке со строительством железных дорог.

Альтернативными средствами передвижения служили водные пути, как речные, так и морские, но пользовались ими немногие: хотя рек было много, текли они извилисто, поэтому быстро добираться не получалось. Корабль выбирали чаще тогда, когда путешественнику важен был комфорт. Морские путешествия предпринимались преимущественно в дальние края, причем и туда в XVIII веке предпочитали плыть вдоль берега. Вдаль от родной земли отправлялись только профессиональные географы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: