1. Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
2. Знание – это результат активного взаимодействия субъекта с объектом.
3. Чувственное познание – форма познания, позволяющая получить информацию о предметах и явлениях с помощью органов чувств.
4. Рациональное познание – высшая форма познания, с помощью которой происходит проникновение в сущность предметов и явлений, открываются законы, создаются теории.
5. Понятие – это мысль, отражающая общие и существенные свойства познаваемых предметов, явлений и процессов действительности.
6. Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении.
7. Умозаключение – это вывод из двух или более суждений в пользу нового суждения.
8. Интуиция - способность непосредственного или прямого постижения истины в результате «озарения».
9. Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
10. Объективная истина – это знание, в котором отражается реальное положение вещей, окружающий мир, существующий вне и независимо от человеческого сознания.
11. Абсолютная истина – это полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком –либо предмете или явлении.
12. Относительная истина – это знание, характеризующее ограниченность человеческого познания мира, приблизительность и несовершенство наших знаний о действительности.
13. Заблуждение – это ложное знание, принимаемое за истинное.
14. Ложь – это заведомо преднамеренное распространение неверных представлений.
15. Научное познание – объективное изучение мира таким, каков он есть, вне и независимо от человека, процесс получения объективного истинного знания.
16. Вненаучное познание – это несистематизированное, разрозненное знание, которое не формируется в законы и которое вступает в противоречие с реальной картиной научного мира.
17. Социальное познание – это такое познание, где объект и субъект познания совпадают.
18. Социальное прогнозирование – это получение знаний о будущем общества, о том, чего еще нет в действительности, но то, что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.