К верхнему строению относятся:
- балластный слой;
- шпалы;
- рельсы;
- скрепления;
- стрелочные переводы;
- глухие пересечения;
- мостовые и переводные брусья;
- противоугоны
Балластный слой:
- равномерно распределяет нагрузку от подвижного состава на основную
площадку;
- отводит поверхностную воду от пути;
- создаёт возможность выправки пути в плане и профиле;
- оказывает сопротивление боковым и продольным смещением шпал.
Щебень: естественный камень, валуны, галька.
Толщина балластного слоя от 25 до 55см в зависимости категории ж.д. и материала балласта.
Шпалы. Переводные брусья.
Держат рельсовые нити в строго определенном расстоянии одна от другой (колея).
На мостах вместо шпал укладываются мостовые брусья, а на стрелочных переводах переводные брусья.
Деревянные | Железобетонные |
Материал: сосна, ели, пихта, лиственница L= 2,75: 2,8м Пропитка креозотом - придает антисептические и изоляционные свойства легкая, неэлектропроводная, дорогая t = 15:18мм | Закладные элементы: пруток Ǿ 10-12мм, пружины, резиновые, амортизаторы Тяжелая, высокие механические свойства, лучшая устойчивость пути, дешевая, электропроводная. t = 45:50мм |
Укладка шпал
|
|
Прямые участки - 25 м – 46 шт.
- 1 км – 1840 шт.
Кривые участки - 25 м – 50 шт.
- 1 км – 2000 шт.
Рисунок
Рельсы
Направляют движение колесных пар, воспринимают нагрузку от подвижного состава. На участках с автоблокировкой - проводники сигнального тока, а на участках с электротягой - проводник обратного тока.
Три основных части: головка, шейка, подошва.
Таблица 2 Основные характеристики рельсов
______________________________________________________________________________________________________
Тип рельса ГОСТ Вес 1 м, кг Размеры, мм
Ширина
Высота_______________________ толщина
головки подошвы шейки
______________________________________________________________________________________________________
Р 75 1610-77 74,44 192 75 150 20
Р 65 8161-75 64,72 180 75 150 18
Р 50 7174-75 51,67 152 72 132 16
Рельсы - наиболее ответственный элемент верхнего строения пути. От их массы, качества и состояния зависят бесперебойность движения поездов, допускаемые нагрузки, скорость, безопасность движения.
Для лучшего сопротивления нагрузкам рельсы должны быть:
- жесткими;
- гибкими;
- вязкими;
- твердыми;
- износоустойчивыми.
Особый состав рельсовой стали, технология проката, условия остывания, объемной закалки токами высокой частоты.
Мартеновская или электросталь. Готовую сталь разливают в изложницы, в которых она застывает в виде слитков. Слитки прокатываются на прокатном стане, предварительно их нагревают. Прокатанную рельсовую полосу разрезают на куски L=25; L = 24,84м; L = 24,92м. Укороченные рельсы укладываются в кривых участках пути на внутренней линии. В шейках рельсов делается отверстия для стыковых болтов.
|
|
Три вида закалки рельсов:
- объемная закалка по всей длине и периметру рельса в масле;
- поверхностная закалка головки водовоздушной смесью после нагрева
токами высокой частоты;
- поверхностная закалка головки рельса водой после печного нагрева.
Стыки
Рельсовым стыком - называют конструкцию соединения концов рельсов, примыкающих друг к другу, для получения непрерывной рельсовой нити с такой же прочностью, как и рельс вне стыка.
Рельсовый стык должен быть:
- прочным;
- с хорошо подогнанными деталями;
- воздушный задор от 4 до 21мм;
- зазоры между стенками болтовых отверстий и стержнями болтов.
Стыки: на весу:
на сдвоенных шпалах
Стыки подразделяются:
- обыкновенные;
- токопроводящие;
- изолирующие;
- сварные;
- переходные
Рисунок
Обыкновенный стык: две стыковые накладки, стыковые болты с гайками, пружинные шайбы.
Изолирующий стык устраивают на границах рельсовых токопроводящих цепей.
Типовой изолирующий стык имеет объемные накладки, изолирующие прокладки и втулки на болты.
Клееболтовые стыки – устраивают на весу, накладки из стеклоткани, пропитанной эпоксидным клеем.
Изолирующие стыки располагают в створе со светофорами.
Допускают их отдвижку при смене рельсов до 10,5м по направлению движения у проходных и не более 2м в обе стороны у входных светофоров.
Рисунок
Токопроводящий стык представляет собой обыкновенные стыки, дополненные для лучшей токопроводимости штепсельными или приваренными соединителями, перекрывающими зазор в стыке.
На электрифицированных участках для прохождения обратного тягового тока в стыках ставят приваренные соединители из медного троса Ǿ 70мм на постоянном токе Ǿ 50мм на переменном токе.